Культура потребления пива


Культура потребления пиваПестрые зонтики летних кафе, палатки и павильоны с логотипами известных пивных брэндов давно стали привычной картиной на улицах российских городов. В качестве основного товара летняя торговля предлагает именно пиво. Становится все более модным, особенно у молодежи, проводить досуг в уютных пивных барах и специализированных пивных ресторанах, где можно отведать интересные импортные сорта или оригинальное нефильтрованное пиво. Некоторые пивные рестораны делают пиво в собственных мини-пивоварнях - тут же, в соседнем помещении, а то и прямо на глазах у посетителей. И это не какой-то коммерческий изыск, а устойчивое направление в развитии пивоварения.

Во всем мире, пока крупные корпорации делят между собой массовый рынок, увеличивается число мини- и микро-пивоварен, способных хоть каждый день варить новый сорт высококачественного пива. В России одним из первых совместил ресторан с пивоварней Олег Тиньков, произведя этим подлинный фурор. Еще и такая тенденция: с каждым годом в России крепнет пивной патриотизм. Чуть ли не каждый город считает за правило обзавестись хотя бы маленькой пивоварней и собственной оригинальной маркой пива, которая непременно предъявляется приезжему как местная достопримечательность.

В последнее десятилетие в России получает развитие и домашнее пивоварение, которое в Советском Союзе было известно только в Прибалтике Московская компания Teddy Beer уже не первый год предлагает самодеятельным пивоварам недорогой комплект оборудования и все необходимые ингредиенты. Себестоимость самодельного пива на порядок ниже, чем у магазинного, а качество зачастую выше. Домашние пивовары нередко устраивают дегустации, где состязаются в мастерстве и умении. Причем корифеи домашнего пивоварения не останавливаются на приготовлении пива из солодовых концентратов, но варят его и из настоящего солода.

Стремительно растушую популярность пива маркетологи и производители объясняют только одним: алкогольные предпочтения населения России постепенно смещаются в сторону менее крепких напитков. Это подтверждается статистикой: в 2002 году в России было продано пива на 5,8 миллиарда долларов, в 2003-м любители пива должны потратить 6,5 миллиарда. Водочный оборот составил в 2002 году 6,2 миллиарда долларов, и его увеличения не предполагается. То есть в денежном выражении наш пивной рынок впервые за последние 500 лет опередит рынок водки. В алкогольных расходах среднестатистического потребителя на водку и крепкое спиртное в 2003 году придется 38,5%, тогда как на пиво - 40%.

Разумеется, с точки зрения нарколога совершенно неважно, каким путем в организм попадает алкоголь -с водкой, вином или пивом. Однако, если вместо водки человек выбирает пиво, вероятность того, что он сопьется, все же не столь велика. Важно и то, что пиво пьют не ради опьянения, а для удовольствия и утоления жажды. Так что структура и способ потребления алкоголя все же имеет значение. Согласно официальной статистике, наш соотечественник выпивает различных алкогольных напитков, в пересчете на чистый спирт, около 9,2 литра в год - ничуть не больше многих других народов, скажем венгров или чехов. Однако если венгры или чехи только треть этого спирта употребляют с крепкими напитками, то русские - две трети. Существует, впрочем, обнадеживающее предположение, что к 2005 году только 55% спирта жители России будут выпивать в виде водки.

Приличное пиво не намного дороже кока-колы, а значит, его могут себе позволить даже студенты. Предположение маркетологов, что потребительские привычки, приобретенные в молодости, сохраняются и в более зрелом возрасте, не лишено оснований. А это дает надежду, что в недалеком будущем, по мере смены поколений, потребление водки в России будет снижаться. Лев Николаевич Толстой посетил однажды пивомедоваренный завод в Хамовниках, по соседству со своим московским ломом, и особо отметил роль пива в борьбе с алкоголизмом. Может быть, великий писатель был не так уж не прав?

 
Рейтинг@Mail.ru