Введение в справочник по мёду (медовухе)


Следующие сведения относятся ко всем типам мёда (медовухи). Данное введение определяет общие характеристики и описания всех типов меда, и должно применяться в качестве справочника во всех случаях, когда мед оценивается.

1. Важные признаки, которые должны быть оговорены:

  • Сладость. Мед может быть сухим, полусладким или сладким. Сладость просто говорит о количестве остаточного сахара в меде. Сладость часто путают с фруктовостью в сухом меде. Тело (или по-другому, полнота вкуса) связано со сладостью, но в сухом меде все же может сохраняться небольшое тело. Сухие меды не должны быть абсолютно сухими. Сладкие меды не должны быть приторно сладкими, и не должны иметь характер сырого, несброженного меда. Сладость не зависит от крепости.
  • Карбонизация. Мед может быть неигристым (тихим), слабоигристым (petillant, петильЯн*) или игристым (пенистым, шипучим). Неигристые меды не должны быть абсолютно негазированными; они могут пузыриться, но в очень незначительной степени. Слабоигристые (рetillant) меды являются "слабо шипучими" и могут иметь умеренный, заметный уровень карбонизации. Игристые меды не являются фонтанирующими, но при этом могут иметь следующий характер: от чувства наполнения во рту до эффекта, схожего с  ощущением от шампанского или  газировки с сиропом (soda pop).
  • Крепость. Мед можно классифицировать по крепости как гидромель (hydromel, идромель, по-французски), стандартный или сак (sack). Крепость говорит о содержании спирта в меде (а также, следовательно, о количестве меда и сбраживаемого сырья, использованного для изготовления меда). Более крепкие меды могут иметь более выраженный медовый характер и тело (также как и содержание спирта), чем более слабые версии, хотя это правило не является строгим.
  • Сорт меда. Некоторые типы меда имеют сильный сортовой характер (аромат, вкус, цвет, кислотность). Если мед какой- то необычный, судьям может быть предоставлена дополнительная информация относительно того, что следует ожидать от его характера. Обратите внимание, что "дикий цветочный" не является сортовым медом; в данном случае этот термин используется для описания меда, полученного из неизвестных или смешанных цветов.
  • Специальные ингредиенты. Различные подтипы могут включать фрукты, пряности, солод и т.д. Судьи должны разбираться в ингредиентах, которые создают уникальный характер с тем, чтобы правильно оценивать мед.

2. Общие характеристики меда:

  • Внешнее описание: Прозрачность может быть хорошей до блестящей. Крайне желательно, чтобы мед был кристально прозрачным, с блеском и с ярким, отчетливым мениском. Наличие видимых частиц (даже в прозрачном образце) нежелательно. Высоко карбонизированные образцы обычно имеют непродолжительную пеностойкость подобно шампанскому или газировке. Некоторые характеристики пузырьков или пенообразования, которые можно наблюдать и которые можно прокомментировать, включают размер (крупные или мелкие), пенообразование (как долго они продолжают формироваться?), обилие (сколько их в наличии?), скорость (как быстро они формируются?), и мусс (mousse) (внешний вид или качество пеностойкости). Компоненты пузырьков или пенной шапки значительно варьируются в зависимости от уровня карбонизации, ингредиентов и типа меда. В целом, предпочтительнее более мелкие пузырьки и это указывает на более высокое качество, чем в случае с крупными пузырьками. Цвет может широко варьироваться в зависимости от сорта меда и любых ингредиентов, добавляемых по усмотрению (например, фрукты, солод). Некоторые сорта меда практически прозрачны, в то время как другие могут быть темно-коричневыми. Большинство имеют цвет в диапазоне от соломенного до золотистого. Если сорт меда не объявлен, приемлем почти любой цвет. Если сорт меда объявлен, цвет должен в целом говорить об использованном меде (хотя все еще возможен широкий диапазон цветовых вариаций). Следует учитывать оттенок, насыщенность и чистоту цвета. Более крепкие версии (стандартные и sack) могут иметь признаки тела (например, ножки, мениск), но более высокие уровни карбонизации могут повлиять на это ощущение.
  • Аромат: Интенсивность медового аромата варьируется в зависимости от сладости и крепости медовухи. Более крепкие или сладкие медовые напитки могут иметь более сильный медовый запах, чем более сухие или слабые версии. Различные сорта меда имеют различную интенсивность и характер; некоторые (например, мед из апельсинового цвета, гречишный) более узнаваемы, чем другие (например, авокадо, пальметто). Если сорт меда объявлен, то сортовой характер меда должен быть очевиден, даже если он будет едва различимым. Ароматсоединения могут казаться винными (похожими на вино), и могут включать фруктовые, цветочные или пряные нотки. Букет (насыщенные, сложные запахи, возникающие из комбинации ингредиентов, брожения и выдержки) должен демонстрировать приятный характер брожения, с чистыми и свежими ароматсоединениями, которые предпочтительней не совсем чистых, дрожжевых или серных ноток. Многогранный букет, также известный как сложность или глубина, является положительным признаком. Не должны присутствовать фенольные или диацетильные запахи. Не должны присутствовать резкие или химические запахи. Может присутствовать легкое окисление, в зависимости от выдержки, и оно может привести к появлению шерриподобных ноток, которые приемлемы в незначительной до умеренной степени (если они слаженные, то могут способствовать сложности). Чрезмерный характер шерри является недостатком в большинстве типов медовухи (кроме определенных специалитетов в польском стиле, или других медовух, от которых стремятся получить шерриподобный характер). Окисление, в результате которого вырабатывается бумажный характер, всегда является нежелательным. Могут присутствовать спиртовые ароматсоединения, но жгучие, ацетоновые или раздражающие нотки являются дефектом. Гармоничность и слаженность аромата и букета должны быть приятными и притягательными.
  • Вкус: Интенсивность медового вкуса варьируется в зависимости от сладости и крепости медовухи. Более крепкие, сладкие медовые напитки будут иметь более сильный вкус меда, чем более сухие, слабые версии. Различные сорта меда имеют различную интенсивность и характер; некоторые (например, мед из апельсинового цвета, гречишный) более узнаваемы, чем другие (например, сафлор, пальметто). Если указан сорт меда, сортовой характер меда должен быть очевиден, даже если он будет едва различимым. Уровень остаточной сладости варьируется вместе со сладостью медовухи; сухие медовухи не имеют остаточного сахара, сладкие медовухи имеют сладость заметную до высокой, полусладкие медовухи имеют гармоничную сладость. Остаточная сладость ни в коем случае не должна быть сиропообразной, приторной или быть похожей на несброженный мед. Любые добавки, такие как кислота или танин, должны улучшать вкус меда и придавать слаженность общему характеру медовухи, но не быть чересчур кислыми или терпкими. Искусственные, химические, резкие, фенольные или горькие вкусы относятся к дефектам. Более высокая карбонизация (если присутствует) усиливает кислотность и вносит в финал ощущение «пощипывания». Необходимо оценивать послевкусие; обычно наиболее желательны более продолжительные финалы. Многогранный вкус, также известный как сложность или глубина, является положительным признаком. Характеристики дрожжей или брожения могут от быть нулевых до заметных, наиболее приветствуются эфирные, свежие и чистые вкусы. Спиртовые вкусы (если присутствуют) должны быть гладкими и хорошо выдержанными, а не резкими или ацетоновыми (похожими на растворитель). Может присутствовать легкое окисление, в зависимости от выдержки, но нужно избегать чрезмерного шерриподобного или бумажного характера. Выдержка и созревание обычно сглаживают вкусы и создают элегантный, смешанный, округленный продукт. Вкусы со временем обычно становятся более утонченными, и от продолжительной выдержки могут разрушаться.
  • Ощущения во рту: Перед тем, как приступить к оценке, уточните заявленную сладость, крепость и уровень карбонизации, равно как и любые специальные ингредиенты. Все эти факторы могут повлиять на «рот». Гладкая консистенция. Хорошо сделанные образцы часто имеют элегантный виноподобный характер. Полнота вкуса может варьироваться в широких пределах, хотя в основном это диапазон от средне-легкого до средне-полного. Тело обычно больше у более крепких и/или сладких медовух, и может иногда быть довольно полным и тяжелым. Аналогично, полнота вкуса обычно снижается с понижением плотности и/или у более сухих медов, и может иногда быть довольно легкой. Ощущение полноты не должно сопровождаться подавляюще приторной сладостью (даже в сладких медах). Очень тонкое или водянистое тело также является нежелательным. Часто присутствует небольшая естественная кислотность (особенно в медах на фруктовой основе). Иногда присутствует слабый уровень терпкости (либо от специфических фруктов или пряностей, либо от чая, химических добавок или выдержки в дубе). Кислотность и танины помогают уравновесить общую картину меда, сладости и спирта. Карбонизация может варьироваться  в широких пределах (смотри вышеприведенные определения). Неигристые меды могут иметь очень слабый уровень карбонизации, в слабо карбонизированных (petillant) медах заметно выделение пузырьков, а высоко карбонизированные (игристые) меды варьируются в диапазоне карбонизации от ощущения наполнения во рту до уровней приближающихся к шампaнскому или газировке. Высокая карбонизация усилит кислотность и даст "пощипывание" в финале. Часто ощущается присутствие спирта, этот характер обычно усиливается с крепостью (хотя продолжительная выдержка может сгладить это ощущение).
  • Общее впечатление: Возможен широкий диапазон конечных продуктов, но хорошо сделанные образцы будут иметь приятный баланс вкусов меда, сладости, кислотности, танинов и алкоголя. Крепость, сладость и выдержка оказывают большое влияние на общее впечатление. Любые специальные ингредиенты должны быть хорошо перемешаны с остальными ингредиентами и приводить к получению гармоничного конечного продукта.
  • Состав: Медовуха изготавливается главным образом из меда, воды и дрожжей. Некоторые незначительные исправления кислотности и танинов можно осуществить при помощи цитрусовых, чая, химических веществ или применения дубовой выдержки; однако, эти добавки не должны быть легко различимы во вкусе или аромате. Могут использоваться питательные вещества для дрожжей, но они не должны быть заметными. Если цитрусовые, чай или добавки дуба в результате приводят к появлению вкусовых компонентов, которые выше низкого, фонового, уравновешенного балансом уровня, получающаяся в результате медовуха должна быть отнесена к соответствующей категории (например, такой как метеглин или мед открытой категории, а не к традиционному меду).

  • Параметры:

OG: гидромель: 1.035 - 1.080

стандартный: 1.080 - 1.120

сак: 1.120 - 1.140+

ABV: гидромель: 3.5 - 7.5%

стандарт: 7.5 - 14%

сак: 14 - 18%

FG: сухой: 0.990 - 1.010

полусладкий: 1.010 - 1.025

сладкий: 1.025 - 1.040+

IBUs: не имеет отношения ни к чему, кроме браггата, но горький хмель необязателен даже в этом типе.

SRM: по существу неважна, поскольку мед может быть любым, от почти прозрачного до темно-коричневого. Меломели могут иметь оранжевый, красный, розовый и/или пурпурный оттенок. Кэсиры чаще всего золотистые. Браггаты могут быть желтыми до черных. Во всех случаях, цвет должен отражать использованные ингредиенты (тип меда, и в некоторых типах, фруктов и/или солода).

 

Рейтинг@Mail.ru