Крафтовое пиво в России. Часть 1

Достоверно зафиксировать и бесспорно оценить факт вдохновения в стакане пива проблематично. А если принимать всерьез логику «некоммерческого» предназначения пива, тогда высокодуховное крафтовое пиво следует раздавать безвозмездно всем желающим. Типа: вдохновился - сварил - раздал. Но если такая «бизнес модель» допустима для домашнего пивовара, сварившего новое вдохновенное пиво в кастрюльке у себя на кухне, едва ли это разумно, когда сварена тонна пива. Подобная благотворительность наверняка очень скоро разорит щедрого идеалиста-пивовара.
Крафтовое пивоварение - это не только производство и познавательное общение с аудиторией потребителей. Кроме пива, у крафтовой пивоварни есть свой характер, свое выразительное лицо, своя история и своя миссия. Это трудно передается словами, но общение с крафтовой пивоварней гораздо глубже отношений «продавец - клиент». Ведь за именем пивоварни зачастую стоит не юридическое лицо, не компания, не бренд, а реальные люди со своими идеями, особенностями биографии, устремлениями и страстями. Большинство российских крафтовых пивоваров почти обязательно проходит через эксперименты домашнего пивоварения, прежде чем переходить к более серьезному, связанному с рынком и коммерцией.
И все же, похоже, в России довольно широко распространено мнение, что крафт следует не определять жесткими критериями, а доверить потребителю право решать, что он пьет - крафт или не крафт. Потому всякие разговоры про различие между craft и crafty в нашей стране остаются неактуальными и мало кого интересуют. Пивоваренная компания «Балтика» одной из первых в нашей стране занялась пивным просвещением в крафтовом направлении, начав читать в разных городах России курс лекций «Пивной сомелье». Там квалифицированные пивовары компании и иностранные гости обучали нашу публику приемам дегустации пива, рассказывали о тонкостях вкуса и аромата и о сочетаемости пива с различными блюдами.
В начале 2014 года, когда словосочетание «крафтовое пиво» еще не вошло в нашу речь, компания «Балтика» запустила проект «Коллекция пивовара». Дмитрий Афонин приобрел широкую известность как автор пива «Калифорнийское паровое» (California Steam): фото пивовара появилось на обратной стороне бутылки, и он лично читал свои превосходные лекции о пиве. Так российская публика впервые увидела тех, кто варит изысканное пиво в крупнейшей пивоваренной компании страны. Все понимали, что это пиво не предназначено для массового рынка. Затем в «Коллекции пивовара» появился «Венский лагер» (Vienna Lager). увы, это начинание продлилось недолго: видимо, экономический кризис вынудил «Балтику» сосредоточиться на производстве наиболее рентабельных массовых марок пива, практически исключив из своего ассортимента даже выдающуюся и проверенную временем классику «Балтика №6 Портер», которая принесла компании мировую славу.
По пути крафтового пивоварения движется и Московская Пивоваренная Компания, хотя она не стала пугать потребителя непонятными иностранными словами. Вначале компания запустила серию «Хамовники», которая с каждым годом пополняется новыми интересными марками, затем появилось пиво под брендом «Трехгорное», под которым выпускались изумительные марки «Трехгорное Рождественский Эль» и «Трехгорное Весенний Пилснер». Создателем этого пива Московской Пивоваренной Компании стал главный пивовар Михаил Ершов. Он также автор ставшего уже весьма популярным пива «Эль Мохнатый Шмель».
А творческая лаборатория при Московской Пивоваренной Компании под названием «Волковская Пивоварня», в работе которой Михаил Ершов принимает активное участие, выпускает небольшими партиями крафтовое пиво сортов IPA и APA, а также портер «Порт Артур», пшеничное пиво «Бланш де Мазай» и другие. Эта микропивоварня провозглашает своими приоритетами ремесленный подход, целостность и качество, которые при всех необычных экспериментах лаборатории и сознательном нарушении норм остаются в процессе работы на первом месте.
Пивоваренная компания «Очаково» тоже не остается в стороне от крафтового процесса. В 2016 году там появилась Лаборатория экспериментального пивоварения (ЛЭП). В этой творческой мастерской пивовары «Очаково» создают новые сорта пива, импровизируя с солодами, хмелем, режимами варки и пивными стилями. За каждым таким пивом стоят индивидуальность пивовара и новые идеи. ЛЭП остается микропивоварней, хотя для нее было закуплено оборудование для розлива без доступа кислорода и образования пены. Идеологом проекта ЛЭП стал главный пивовар «Очаково» Андрей Мелетеев. Сегодня ЛЭП объединяет небольшую творческую команду пивоваров, выпускающую пиво совсем маленькими партиями - лишь пару сотен бутылок каждого сорта. Этот проект открыт для сотрудничества и коллаборации: команда ЛЭП приглашает к себе обладателей смелых пивных идей, владеющих знаниями в области пивоварения. Новинки компании «Очаково», появившиеся благодаря ЛЭП, - «Столичное Двойное золотое», крепкий эль «Ледокол», крепкий пшеничный WeizenBock и рыжий цитрусовый RedCitraLager.