Розлив пива в бочки


Транспортные бочки для пива — это деревянная или металлическая тара емкостью 25, 50, 100 и 200 л, наиболее распространены бочки ёмкостью от 25 до 100 л, в то время как бочки большего объема используются только для поставок пива крупным центрам сбыта. В некоторых случаях встречаются бочки емкостью 12,5 л (0,12 гл).


Транспортные бочки имеют стандартную форму. Отверстие для наполнения, служащее одновременно и отверстием для мойки, находится в дне бочки. Оно снабжено чугунным или бронзовым кольцом и закрывается деревянной пробкой (шпунтом) диаметром 44-47 мм. Часто в Чехословакии, главным образом у металлических бочек, кольцо имеет нарезку и закрывается ввинчивающейся металлической пробкой, герметичность которой обеспечивается за счет дополнительной прокладки. Второе отверстие бочки, предназначенное для разливного крана, размещается в одном из доньев, ближе к периметру и закрывается корковой или деревянной пробкой (40x40 мм). В настоящее время у деревянных бочек часто, а у металлических всегда, в это второе отверстие вмонтировано кольцо для укрепления специального устройства (типа Gunthers — Normal или Herold), играющего роль затвора.

Нижняя узкая часть этого затвора, предназначенная для введения иглы разливного крана вплоть до противоположного дна бочки, тоже закрывается небольшой корковой пробкой диаметром 16-18 мм. Снаружи затвор защищен от загрязнений алюминиевой заслонкой. На каждой транспортной бочке должны быть данные о действительном ее объеме с датой маркировки, номером бочки и названием предприятия (завода), который выпустил пиво.

Деревянные бочки
В настоящее время в Чехословакии пользуются транспортными бочками для пива, изготовленными из колотой или резаной дубовой клепки. Преимуществом деревянных бочек является то, что они хорошо защищают пиво от резких колебаний температуры, которая выравнивается в них до температуры окружающей среды только спустя 24 ч. Наблюдающийся в последнее время отказ от деревянных бочек не связан только с недостатком качественной дубовой клепки; главной причиной являются недостатки этих бочек по сравнению с алюминиевыми. Прежде всего они слишком тяжелые (их масса в 3 раза больше, чем алюминиевых оочек) и это повышает транспортные расходы и затрудняет операции при погрузочно-разгрузочных работах. Уход за деревянными бочками сложен и дорог. Кроме обычной мойки перед использованием в них надо менять внутреннее смоляное покрытие Это требует специального оборудования для рассмоления, смоления и обкатки просмоленных бочек.

Поврежденные бочки должны ремонтировать бондари — специалисты высокой квалификации. Не только при ремонте и смолении, но и при обычном использовании деревянная бочка несколько меняет форму, а следовательно, и объем, в результате бочки следует заново перемерить и перемаркировать согласно требованиям стандарта. Кроме того, внутренность бочек трудно содержать в необходимом с биологической точки зрения состоянии. Даже новое смоление не гарантирует практической стерильности, поскольку смоляное покрытие при розливе пива легко растрескивается от противодавления.

Стремясь сэкономить дубовую клепку и снизить массу бочек в Чехословакии испытывали бочки из буковой клепки За границей испытывали бочки из прессованных опилок, пропитанных полиамидном смолой. Применение таких бочек не распространилось.

Металлические бочки
Металлические транспортные бочки в качестве тары начали использовать для экспортного пива в начале столетия Эти первые бочки были стальные, эмалированные или лакированньге внутри. Их форма была цилиндрической и сдвоенные стены образовывали изоляционную воздушную рубашку. Для транспортировки по морю их помещали в деревянную упаковку, чтобы ограничить резкие изменения температуры пива. За рубежом металлические бочки стали применять после второй мировой войны, в некоторых странах они полностью заменили деревянные бочки. В Чехословакии металлические бочки стали широко применять только в последние годы.

Металлические бочки с простыми стенками, похожие на деревянные, начали изготавливать из стали и смолить внутри. Их недостаток заключался в том, что смоляная поверхность от ударов легко отлетала. В настоящее время преобладают транспортные бочки из алюминиевых сплавов (внутренний слой из чистого алюминия). Они прочнее применявшихся ранее бочек из чистого алюминия и устойчивее к ударам. Внутренняя поверхность из чистого алюминия анодирована, чтобы лучше противостояла коррозии. Алюминиевые транспортные бочки сваривают из двух половин. Их качество в значительной степени зависит от выполнения сварки. Нарушение герметичности чаще всего наблюдается в швах у выпускного отверстия, которое больше всего страдает при транспортировке.

Невозможно абсолютно исключить коррозию алюминиевых бочек. Она появляется от мойки щелочными средствами и главным образом от прокисших остатков пива. Поэтому внутри бочки покрывают стойкими синтетическими покрытиями (алупласт, дуропласт). В последнее время за рубежом появились транспортные бочки из пластических масс, главным образом из полиэтилена (дуролен, бакелор и т. д.). Они легкие, очень прочные и практически их можно мыть всеми моющими средствами. Большого опыта в работе с ними пока нет.

 

Рейтинг@Mail.ru