Свой бизнес, пивное дело
Прибыльность пивного бизнеса очень сильно зависит от места расположения. Это ключевой фактор. Как правило, большинство потенциально прибыльных мест уже заняты. Поэтому открывая свой магазин, исследуйте заранее окружающую конкурентную среду – пусть хотя бы в радиусе 500 метров у вас не будет конкурентов. В среднем на открытие одной пивной точки нужно от 300 до 500 тысяч рублей. Приобретение нового оборудования в среднем от 300 т.р. Можно купить б/у оборудование, тогда это обойдется в 200 т.р.
Следует учесть, что стоимость аренды под пивные магазины как правило, выше остальных ставок. Заложите также временные и денежные затраты на согласования с СЭС и прочими службами. Очень важно обеспечить яркую вывеску пивной точки. Учитывая, что в темное время суток потребность в услугах пивного магазина растет, лучше позаботиться о неоновой вывеске изначально. Да, априори востребованность услуг пивной точки высока. Но при условии недостаточного внимания владельцев бизнеса к отличному сервису и качеству продаваемого пива, народная тропа зарастет достаточно быстро и безвозвратно. Следить за свежестью пива, за состоянием кег, за безупречной чистотой помещения и тары – это святая обязанность управленца.
Не пожалейте денег и на систему видеонаблюдения. Установив зоркий глаз видео камеры в зоне обслуживания продавца, вы гарантированно сохраните изначальное качество пива и повысите качество обслуживания. При этом, как показывает практика, после установки видеонаблюдения, прибыль владельцев точки возрастает как минимум на 1/3. Обеспечьте богатый ассортимент пива и сопутствующих товаров - достойная рыбная витрина, богатый выбор снековой продукции, живое пиво. Срок окупаемости средней точки в среднем от 6 до 12 месяцев. Но в целом, он зависит от размера вложения в бизнес.
Залог успеха – обеспечьте оперативность и своевременное реагирование на потребности ваших потребителей во всей сбытовой цепочке. За счет особых условий поставщиков на поставляемую ими продукцию можно создать выгодное и конкурентоспособное преимущество вашей пивной точки. Многие сети пивных магазинов различного сегмента имеют очень выгодные условия с поставщиками пива. Обратите внимание как грамотный управленец на имеющиеся у вас возможности и уникальные ресурсы. Знайте, вы всегда можете договориться с дилерами, нужно лишь предложить им то, от чего им будет очень трудно отказаться.
Есть маленький секрет - если вы хотите изначально повысить рентабельность бизнеса, в вопросе технологии отойдите от традиционных кранов и установите систему «Пегас». Еще одним дополнительным конкурентным преимуществом может быть организация доставки свежего пива на дом. Дополнительная услуга будет особенно востребована, если расположение вашей точки планируется в спальном районе. Смотрите вперед, развивайте свою перспективу в мыслях – где один магазин, там два магазина, где два – там и сеть. Поэтому, открывая первый магазин на 15 кв. м. думайте о сильном бренде сети пивных магазинов.
Пивоварня: с чего начать
Несмотря на то что на пивоваренном рынке тесно: около 300 предприятий выпускают свыше 750 миллионов дал ежегодно, он еще далек от насыщения и место для новичков есть. Собственная пивоварня – хороший малый бизнес, он не требует больших затрат и дает возможность прогнозирования, с ним невозможно прогореть.
Уникальное торговое предложение мини-пивоварен - «живое» пиво. Технология «живого» пива исключает фильтрацию и тепловую обработку - трудоемкие процессы. Это пиво сохраняет живыми клетки пивных дрожжей, поэтому всегда имеет осадок на дне, не содержит консервантов. «Живое» пиво низового брожения (при температурах ниже нуля градусов) хранится несколько дней, требует скорейшей реализации, как и «живой» квас. Такое пиво подходит для ресторанов и баров, когда можно сварить прогнозируемый объем и не прогореть.
В малом сегменте принято деление на микро-пивоварни (производят от 25 до 5000 л в сутки) и мини-пивоварни (от 5 000 л и выше). По производительности - на пивоварни ресторанного типа и производственные. По потребляемому сырью и организации процесса - а это различие гораздо важнее, с точки зрения начинающего пивовара - на полноцикловые и с укороченным циклом производства.
Пивоварни полного цикла нередко называют пивзаводом в миниатюре, оно трудоемко и капиталоемко. С капиталом меньше, чем в 150-200 тысяч долларов соваться в сегмент мини-пивзаводов даже не стоит. Полноценное производство потребует больших площадей ( не менее 100-300 кв. м) и дорогостоящего оборудования.
Полноцикловая пивоварня для малых предпринимателей целесообразна в рамках стратегии продвижения ресторана или крупного бара. Другое дело - «укороченные» пивоварни, основное отличие которых - использование солодовых экстрактов - готового охмеленного пивного сусла, густо упаренного и готового к сбраживанию, что исключает необходимость покупки дорогостоящего варочного оборудования, фильтрующих установок. И, главное, пивоварня с укороченным циклом умещается даже на небольшой площади.
Микропивоварни для производства 100 л пива в день требуют площади порядка 40 квадратных метров, позволяют готовить от 30 до 2 000 литров «живого» пива в сутки. Набор оборудования, необходимого для выработки благодатного напитка, минимален: емкости для брожения, электроплита или сусловарочный котел для сиропа, фильтры для воды и стерилизующие устройства, ферментаторы и кеги.
На рынке оборудования для мини-пивоварен лидируют Teddy Beer от одноименной компании и Bierhaus (Германия) от ООО «Бирон». Микро-пивоварни Bier haus поставляются готовыми к эксплуатации, их надо только установить на месте и подключить (достаточно обычных водопроводных и канализационных коммуникаций и стандартной электрической сети). Площадь, необходимая под монтаж, не превышает 3,5 кв. м для 3 000 литров в месяц.
«Базовый» комплект микро-пивоварни обходится в 862-1897 евро, в него включены емкости с гидрозатвором, лабораторный комплект и сырье - охме ленный солодовый концентрат плюс сухие пивные дрожжи, моюще-дезинфицирующее средство и, главное, нормативно-техническая документация - ТУ на восемь сортов нефильтрованного пива.
Для отпуска напитков в розлив и дображивания используются герметичные бочонки - кеги. Тут можно порекомендовать покупать доступные по цене емкости из пищевого пластика объемом в 10 и 25 литров. Их основное преимущество - они имеют герметичную крышку с клапаном сброса избыточного давления и кран, могут служить как для дображивания и созревания напитков, так и для отпуска их покупателю. Чтобы сэкономить начинающему предпринимателю можно приобрести оборудование б\у. Но в этом бизнесе не все так просто. Проблем у предпринимателей достаточно. И связаны они главным образом с административными барьерами и дистрибуцией.
Несмотря на простоту технологии, ее очень тяжело сертифицировать. Одна из основных проблем местных производителей связана с акцизной политикой государства. Ежегодная индексация ставки акциза на пиво подталкивает региональные предприятия к границе рентабельности бизнеса. Поэтому, если в ближайшие пять-шесть лет ситуация не изменится, то часть местных предприятий будет вынуждена либо диверсифицировать производство, либо вообще закрыться.
Реализация пива тоже не простая задача. Основная аудитория микро-пивоварен это небольшие бары и кафе, которые могут и готовы предложить своим клиентам эксклюзивное пиво. Еще одна возможность сбыта - производить и продавать бутилированное пиво в розницу. При изготовлении бутылочного пива потребуется докупить оборудование для розлива пива в бутылки, укупорки кроненпробкой или колпачком, наклеивания этикетки, упаковки в термоусадочную пленку и т. д. Но проблема даже не в этом, основной груз затрат - это продвижение и дистрибуция. Попасть в магазины с небольшими объемами и особым продуктом с ограниченным сроком хранения минипивоварням очень непросто.