Пиво в Чешской истории

Решающее влияние на развитие профессионального пивоварении оказало появление и рост городов, начавшиеся в ХIII веке. Города выроставшие на месте крепостных поселений и торговых центров (как Прага) или возникавшие в чистом поле (как Пльзень), получали различные привилегии , особые права, которые должны были их владельцам обеспечить соответствующие доходы.
К важнейшим городским правам принадлежало так называемое "право мили", которое гарантировало городам монополию ремесленного производства, в том числе и пивоварения. В селениях, расположенных на определенном расстоянии от города не разрешалось проживать никаким ремесленникам, а только купцам. С "правом мили", распространившимся и на торговлю. пивом, было связано и право на варение пива, за которое позднее королевские города вели постоянную борьбу с поместным дворянством.
В Пльзене могли варить пиво только те, кто получил на это лицензию от властей. И выдавалась она не людям, а домам. Пока дом цел, можно было варить пиво. Иногда от дома оставался по разным причинам фасад или ворота, которые всеми силами стремились сохранить, а вместе с ними и право на приготовление пива.
Уже в те далекие времена качеству пива уделялось большое внимание. Пивовара вызывали в местный магистрат, являлся он туда с бочонком пива и в кожаных штанах, выливал пиво на дубовую скамью и усаживался на нее. Если через определенное время штаны прилипали к скамье, то оно могло поступать в продажу. Пиво качеством пониже разрешалось продавать по дешевой цене только бедноте. Некачественное пиво выливалось на площадь перед ратушей, к позору пивовара. Пивовар платил штраф, его могли наказать розгами, а могли приковать к столбу на три дня на площади. Широкий ошейник, использовавшийся для этой цели, имеется в музее пивоварения в Пльзене. А дубовую "скамью качества" можно увидеть в Пражской ратуше. Существует и рекорд, когда скамью, прилипшую к кожанным штанам, протащили пять метров.
Экономичекское и культурное развитие чешских земель было прервано Тридцатилетней войной. Города и крупные поместья, сильно пострадавшие за время войны, смогли оправиться лишь через несколько десятилетий. Пивоварение снова стало одним из главных источников доходов. Сложилась даже поговорка: "Пивовары, овцы, пруды рыбные - дают панам деньги великие".
Крылатая фраза чехов "Пиво - наш хлеб" была в недавнем прошлом не только метафорой. На пиве нередко готовили пищу. Из пива варили супы, которые считались полезными и питательными блюдами и подавались как к бедному, так и к богатому столу. Нередко такие супы выполняли и роль сегодняшнего кофе.
Пивом в ХVII-ХVIII веках заменялась "сладкая каша", традиция которой долго существовала в чешских замках и помещищьих усадьбах. Пришлые и бедные одаривались в поместьях хлебом, монеткой и пивом.
В ХVIII веке в пивоварении происходят большие изменения, куда проникают новые научные методы и формы мышления. Несколько десятков трактатов, прежде всего немецких и английских авторов, нашли отражение в труде оломоуцкого пивовара Франтишека Поупе (1853-1805), который открыл новую эпоху в истории пивоварения.
В 1859 году были ликвидированы цехи пивоваров, когда пивоварение приобретает промышленный характер и начинает строиться на иных организационных основах, чем мелкое предпринимательство.
Ни одно ремесло не было в прошлом так тесно связано с политической и общественной жизнью страны, как пивоварение. Как одно из самых прибыльных предприятий, оно было в чешских землях и причиной тяжелых общественно-политических столкновений. Наряду с Тридцатилетней войной в чешской истории известна и другая, длившаяся не одно десятилетие - "пивная" война.
16 апреля 1884 года в Королевстве Чешском был введен "пивной канцлер" - налог с пива, шедший в городскую казну. Где-то он взимался, где-то нет, но именно с него началась "пивная война". Владельцы пивоварен и пивных вынуждены были поднять цены на пиво, чтобы не оставаться в накладе после уплаты налога. Посетители пивных взбунтовались. А поскольку к ним относились все средние и низшие слои населения, дело дошло до парламента.
На сейме в 1885 году депутат Адамак требовал заменить налог с пива "спиртным крейцером" обосновывая тем, что "дешевое и хорошее пиво есть главнейший недруг спиртного". Парламентским путем, однако, урегулировать пивной вопрос не удалось. В Праге рабочие вышли на улицу с транспорантами: "Пьем за шесть!". Шесть крейцеров была старая цена на пиво. Их борьбу стала организовывать социал-демократическая партия, выдвинувшая лозунг:"Сознательный рабочий не пьет подорожавшее пиво!".
Эта позиция страстно защищалась в листовках:"Пиво, которое часто бывает рабочему в его тяжелом и изнурительном труде подпорой, а при сегодняшней питьевой воде - и единственным напитком, должно подорожать так, что рабочему придется отказаться от этого удовольствия и потребности… Граждане, сплотимся для защиты интересов, чтобы отвести руку, готовящуюся глубоко влезть в наш карман… Не пейте пиво там, где оно подорожает, и увидите, что и пивовары, и трактирщики скоро поймут, что лучше невысокий доход, чем совсем никакого".
Однако из обращений рабочим начиналось прямо-таки с гамлетовского вопроса:"Пить или не пить?", что подорожавшее пиво, конечно, не пить. Сознательные рабочие перестали пить пиво. Орган социал демократии "Право лиду" констатировал, что "пивная война превратилась в жесткую осаду", призывал к упорству тех, кто перестал пить.
На протяжении долгих лет велась борьба за стабильные цены на пиво. То трактирщики присоединялись к рабочим и вместе боролись с пивоварами, то рабочие боролись с трактирщиками, то все вместе боролись с правительством, которое за счет пивного налога повысило зарплату учителям.
В революционном 1905 году председателю министров был подан протест, в котором говорилось: "…так как мы не являемся страной виноделия, то пиво у нас - народный продукт, народный напиток, и ему нет замены. Оно стало хлебом прежде всего рабочим классам, которые были глубоко задеты подорожанием, волнение мысли в рабочих слоях успокаивается с трудом, и увеличение земского налога с пива могло бы быть причиной непредсказуемых последствий…"
Борьба за пиво постепенно вылилась в борьбу за всеобщее право на голосование. Любовь к пиву в Чехии оказала влияние и на народную словестность. Сложено немало песен о пиве, питье пива и пьющих пиво, пословиц и поговорок о пиве. Символом пивоваренного ремесла и украшением многочисленных питейных заведений главным образом со второй половины ХIХ века стало изображение Гамбринуса, легендарного британского короля, который, по преданию, "первый пиво варил". Моравско-чешским вариантом этого предания является легенда о короле Ечминеке, родившаяся на Гане.
Пили пиво не только на веселых застольях, но и во время престольных праздников, на свадьбах, поминках, крестинах. Поводов для того, чтобы выпить хорошего пива, было более чем достаточно. И как было не любить этот прекрасный напиток, ставший в Чехии национальным!
Источник: