Европа и Русь - культурное соседство


Европа и Русь - культурное соседствоСудя по лингвистическим связям русского языка с другими индоевропейскими языками, гастрономические и лингвистические корни известных напитков общие и весьма древние на всем огромном пространстве Евразии. Собственно говоря, русские слова - это пиво, ол и квас. Слово ол (эль) встречается в текстах XII века как олуй. Судя по скупым описаниям источников, под этим словом понимали напиток, подобный современному пиву. Но готовили пиво-ол не просто из ячменя, а с добавлением хмеля и полыни. Всякие травы в то время называли зельями. Этим русский ол напоминает английский эль, который готовили из ячменя с травами (например, с добавлением цветов вереска), а на севере Германии пиво варили с грутом - травяными сборами.


Наши предки были большими мастерами изготовления «старинных ячных и медвяных питей». Ячное питье - это ячменное пиво. Рожь на Руси также часто использовали для изготовления пива. Земледелие было скудным, поэтому пиво отнюдь не было главным напитком в старину. Настоящим богатством Руси были густые леса, служившие для бортничества. Леса тогда еще были густые дубовые и хвойные, не чета нынешним сорнякам - березе, ольхе да осине. В дуплах деревьев селились пчелиные семьи, за которыми присматривали и ухаживали бортники. За повреждение бортнического дерева и разорение пчел предусматривалось серьезное наказание.

Летописи сохранили память о том, что старинные медовые напитки были поразительно вкусные. Самым изысканным был ставленый мед, который готовили с добавлением ягодных соков. Бочки подвергались «винтажному» сохранению. Иногда бочку с медом смолили и закапывали на десятки лет - чем дольше мед стоял, тем более утонченным и прекрасным вкусом он обладал. Такие напитки обычно подавали к княжескому столу. Увы, секреты таких старинных русских напитков сегодня утрачены. А более простым повседневным напитком была сыта - один из народных напитков Древней Руси и Московского государства допетровской эпохи. Готовили его путем разведения водой натурального пчелиного меда, а также из патоки, которую получали упариванием солодового сусла. Проращивали ячмень, сушили его, размалывали, заваривали горячей водой и сливали сусло.

Упомянутый Прыжовым герой германско-скандинавских мифов мудрый Квасир возник при заключении мира из обрядового смешения слюны двух групп враждующих богов, асов и ванов. Возможно, изначально Квасир персонифицировал хмельной напиток, получаемый в результате квашения (брагу, пиво, квас). Квасир был столь мудр, что мог ответить на любой вопрос. Помирив асов и ванов, он отправился учить людей мудрости, но те мало прислушивались к его словам. Братья-карлики Фьялар и Галар убили Квасира и приготовили напиток, смешав его кровь с пчелиным медом. Этот напиток назывался медом поэзии. Всякий, кто его пил, становился искусным поэтом или мудрецом.

У исследователей есть предположение, что скандинавское слово Kvasir славянского происхождения, однокоренное со словами квас, закваска, квасить (бродить). Так что на уровне мифов и лексики обнаруживается тесная связь между северными народами Европы. Каким-то образом в те времена происходил обмен информацией между разными племенами, родами и народами. Может быть, и правда, Русью правили варяги из Скандинавии? Коммерческого производства пива в Древней Руси не было. Пиво-ол варили эпизодически, сообща, несколько раз в году, на праздники или тризны. Варили и сразу выпивали. А хмельной квас всегда имелся в каждом доме в больших кадках в погребе. Квас на Руси входил в традиционный ежедневный пищевой рацион. Примерно такая же ситуация была с пивом в остальной Европе. Хотя кваса в средневековой европе не знали, для ежедневного потребления применяли слабое пиво (сканд. svagdricka, англ. small beer или small ale) с низким содержанием алкоголя, похожее на русский квас.

В Средние века пиво в Европе варили из обожженного зерна грубого помола, воду могли брать из соседнего вонючего пруда рядом с деревней, куда скот заходил на водопой. Напиток готовили с применением сомнительной смеси местных трав, а закваску использовали ту, что оставалась от прежней варки. В сельской местности в глубоком средневековье жили племенами в поселках, окруженных частоколом. Женщины и мужчины жили в отдельных длинных хижинах, больше похожих на сараи. Женщины жили вместе с детьми. Мальчики при достижении определенного возраста переходили в мужскую хижину. Мужчины охотились и содержали скот. Земледелием и приготовлением пищи занимались женщины. Они же постоянно по очереди поддерживали огонь в очаге, варили пиво, а из отходов пивоварения готовили хлеб и лепешки.

Можно предположить, что пиво в средние века было не слишком приятным на вкус. Авторами книг о пиве принято приукрашивать и идеализировать вкусовые достоинства средневекового пива в докоммерческую эпоху. Однако тогдашнее темное, мутное и довольно слабое пиво было источником витаминов и даже пищевым продуктом питания, но прежде всего оно было альтернативой неочищенной воде, опасной для здоровья. Вкусовые качества пива стали развиваться, когда пиво стало товаром и им начали торговать. Поскольку перевозка была дорогой, а дороги плохими, производителям пришлось повышать качество пива, чтобы то в условиях конкуренции оставалось привлекательным для покупателя. Именно тогда в Европе появилась профессия пивовара. И они впервые сосредоточили свое внимание на совершенно новом для них аспекте: пиво должно быть вкусным.

 
Рейтинг@Mail.ru