Всемирный хмелевой фейерверк. Часть 1


Всемирный хмелевой фейерверк. Часть 1Зародившаяся несколько десятилетий назад крафтовая революция не сразу стала заметным всемирным явлением. Одним из важнейших аспектов нынешней крафтовой революции, как и в Средневековье, стал хмель. Крафтовое движение заново открыло для себя богатейшие ароматические аспекты нового хмеля. Благодаря использованию новых ароматических сортов хмеля, выведенных селекционерами Англии, Америки, Австралии и Новой Зеландии, пиво из обыденного и не очень выразительного потребительского продукта превращается в роскошный люксовый деликатес с уникальными вкусовыми и яркими ароматическими свойствами.

К началу XXI века ситуация в домашнем пивоварении и в крафтовых микропивоварнях Соединенных Штатов развилась до качественно нового уровня. Оттуда движение Real Beer по созданию «реального пива» пришло в Европу, а затем стало стремительно распространяться по всему миру. А ведь начиналось все с малого: стартовый сигнал движение получило в 1978 году, когда президент США Джимми Картер подписал закон, легализовавший производство домашнего пива для личного потребления. Тогда же инженер-ядерщик и энтузиаст домашнего пивоварения Чарли Папазян основал организацию малых пивоваров, которая сегодня обладает огромным международным авторитетом и называется Brewers Association.

Мощный толчок к развитию эта организация домашних пивоваров получила благодаря творческим усилиям британского пивного журналиста и писателя Майкла Джексона в связи с выходом в 1977 году его книги The World Guide to Beer (Всемирный путеводитель по пиву). Эта книга ведущего пивного эксперта пробудила у американцев интерес к европейской пивной культуре и стала чрезвычайно популярной.

Майкл Джеймс Джексон (1942-2007) родился в Лидсе, в еврейской семье российского происхождения из Ковно. В начале своей журналистской карьеры он писал про шотландский виски, но потом переключил свое внимание на пиво. В 1990-х он стал ведущим телешоу The Beer Hunter, которое шло на Discovery Channel, благодаря чему к Майклу Джексону накрепко приклеился псевдоним The Beer Hunter - «Охотник за пивом». Майкл Джексон стал одним из первых популяризаторов разных стилей пива. В поисках новых пивных ощущений Майкл Джексон объехал весь мир, посетил множество пивоварен, пивных конкурсов и фестивалей, охотясь за необычным и выразительным вкусом и ароматом пива. Российский читатель впервые познакомился с творчеством Майкла Джексона благодаря превосходной книге «Пиво. 500 великих марок. Путеводитель», первое издание которой вышло в 2003 году.

Автору этих строк в 2003 году довелось участвовать в переводе этой книги Майкла Джексона на русский язык. Редакторы издательства долго ломали голову, как по-русски назвать книгу. Оригинальное название было непригодно для нашего рынка: Michael Jackson's Great Beer Guide. Майкл Джексон в России тогда был известен только один - знаменитый поп-музыкант. Его имя на обложке привело бы к недоразумениям. Оставшаяся часть названия тоже казалась редакторам неприемлемой: никто и представить не мог, что пиво может быть великим. Потребовалось немало усилий и споров, чтобы убедить редакцию принять вариант «Пиво. 500 великих марок. Путеводитель». К счастью, после выхода этой книги величие пива уже никто не ставит под сомнение. Это стало фактом, с которым свыклись. Так и в нашей стране в массовое сознание начали проникать основные идеи крафтовой революции.

Чарли Папазян - абсолютный чемпион мира по домашнему пивоварению, достойный восхищения. В начале 1970-х он начал варить пиво на своей кухне. Забросив работу в ядерной энергетике, он занялся совсем несерьезным хобби - домашним пивоварением. Однако это развлечение, благодаря уникальным особенностям личности и огромной энергии Чарли Папазяна, постепенно превратило небольшой город Боулдер в штате Колорадо чуть ли не в мировую столицу домашних и крафтовых пивоваров. В конце 1960-х в провинциальном Боулдере, в самой середине Америки, селились хиппи. Здесь же расположен главный кампус Колорадского университета. Теперь Боулдер известен прежде всего как город, где зародилось всемирное движение домашних пивоваров.

Чарли трудился не покладая рук, чтобы хобби на кухне его дома превратилось в важное событие мировой культуры, и сумел добиться успеха. Он организовал учебные курсы и начал писать буклеты о домашнем пивоварении. Позже он создал в Боулдере издательство Brewers Publications, которое выпускает множество книг о пиве и пивоварении. А Ассоциация домашних пивоваров стала издавать всемирно известный журнал Zymurgy. Именно Чарли Папазян стал организатором грандиозного американского пивного фестиваля Great American Beer Festival. Впервые такой фестиваль состоялся в 1982 году, и с тех пор проводится ежегодно с нарастающим успехом.

В 1984 году Чарли Папазян выпустил первое издание своего легендарного мирового бестселлера The Complete Joy of Homebrewing. Эта книга неоднократно переиздавалась и дополнялась, ее переводили на многие языки, а недавно новейшее четвертое издание было выпущено на русском языке издательством «Эксмо» под названием «Большая книга пивовара. Как самому сварить идеальное пиво». Пожалуй, сегодня эта замечательная книга ничуть не менее актуальна, чем три десятка лет назад. Причем она весьма полезна не только для домашних пивоваров, но и для знатоков крафтового пива.

Для участников индустрии крафтового пивоварения Brewers Association ежегодно проводит Craft Brewers Conference (CBC) - Конференцию крафтовых пивоваров. Однако это мероприятие предназначено не для широкой публики, а исключительно для профессионалов отрасли. Постепенно конференция CBC становится международной, объединяя специалистов, ученых, экспертов и участников крафтового движения разных стран мира. Кроме крафтовых пивоваров там собираются поставщики, дистрибьюторы, журналисты - все, кто формирует рынок крафтового пива.

Вслед за вдохновляющей деятельностью Чарли Папазяна в США стали появляться первые микропивоварни - пионеры крафтового пивоварения. В 1981 году пивоварня Sierra Nevada Brewing запустила в производство светлый эль, охмеленный новым хмелем сорта Cascade, который был получен при скрещивании сорта английского сорта Fuggle с русским хмелем сорта Серебрянка. Хмель Cascade вывели в 1956 году в рамках программы министерства сельского хозяйства США, а продавать начали в 1972 году. Этот ароматный хмель имеет выраженные цветочные, цитрусовые и грейпфрутовые ароматические свойства. Он чрезвычайно широко распространен в практике крафтовых пивоваров в производстве элей различных стилей, и прежде всего American Pale Ale. Это было только начало: вскоре на сцене появились такие пионерские крафтовые пивоварни, как Brooklyn Brewery (1987), Rogue Ales (1988), North Coast Brewing (1988) и Deschutes Brewery (1988).

 
Рейтинг@Mail.ru