Революция или надувательство?


Революция или надувательство?Среди любителей пива всегда можно встретить немало критиков и скептиков, считающих, что раз определение крафтового пива хромает, значит, никакого особого крафтового пива не существует вовсе. Пивоварение веками и тысячелетиями находится в процессе непрерывного обновления и адаптации к новым условиям, технологиям и спросу. На этом пути бывали взлеты и падения, одно пиво выходило из употребления, его сменяли другие вкусовые увлечения и технологии, а потом вдруг опять в новом обличье возрождаются традиции, и забытое вновь становится модным. Да, вот именно, мы наблюдаем всего лишь временные завихрения и турбулентности во вкусах пивоваров и публики, говорят скептики. Просто сегодня это почему-то называют крафтовым пивом.


Некоторые пивовары такое обновление пивной индустрии громко именуют крафтовой революцией, но они явно погорячились. В действительности никакой радикальной революции в изменении способов пивоварения нет. Так было всегда. Просто сегодня мы видим хорошо забытое старое, твердят скептики. Соединенные Штаты совершили исторический цикл и вернули то, что у них было сто-двести лет назад. Только и всего. Некоторые даже полагают, будто крафтовое пиво стало результатом массового внушения из-за настойчивой раскрутки в СМИ. А увлечение позабытыми сортами пива превратилось исключительно в феномен моды. Нечто подобное происходит и в стилях одежды - мода на прежние стили то и дело возрождается и умирает. Мода, как известно, изменчива - как неожиданно приходит, так внезапно и уходит.

Тем не менее отрицать страстное увлечение миллионов людей во всем мире крафтовым пивом невозможно. Сегодня никто не знает, как будет развиваться этот процесс, даже если это всего лишь зыбкая мода. Будет ли волна нарастать с каждым годом, превращаясь в цунами, сметающее все на своем пути, либо постепенно уляжется и будет приручена и поглощена гигантами пивной индустрии? Никто не знает.

Сегодня конфликт между массовым «конвейерным» производством однотипного пива и индивидуальным характером ремесленных крафтовых разработок микропивоварен и домашних пивоваров кажется очевидным. Так что определенный революционный мотив присутствует, есть выраженные конфликт и интрига. Но какой будет дальнейшая динамика этого процесса, предположить трудно. Смогут ли пивные гиганты и транснациональные корпорации нежно подмять под себя и переварить многие тысячи творческих ремесленников и экспериментирующих индивидуалов, варящих пиво у себя на кухне и в маленьких частных пивоварнях, покажет время.

Критики крафтовой моды говорят, что в минувшие века, до того, как в XX веке производство и торговлю монополизировали промышленные пивные гиганты, ситуация на пивном рынке была практически такая же, какая складывается сегодня, -множество небольших пивоварен, и каждая варила такое пиво, какое хотела и какое желали пить ее потребители. Был большой выбор пива, и клиент мог запросто пойти в соседнюю пивную, где предлагали нечто другое. Даже доминирующий сегодня на мировом рынке пива светлый лагер далеко не сразу стал массовым увлечением: после того как в Пльзени в 1842 году был сварен первый пилзнер, прошли десятилетия, пока это легкое, питкое и радующее глаз игристое светло-золотистое пиво распространилось по всей Европе, а затем с триумфом завоевало весь мир. Увы, качество лагеров не везде оказывалось столь же высоким, как в Чехии или Германии. Поэтому в устах любителей крафта слово «евролагер» не без оснований звучит как приговор однообразной, невыразительной продукции мировых пивных монополий.

Благодаря крафтовой революции сегодня всем желающим и любителям пива становится доступным великое разнообразие сортов и марок пива. Если еще совсем недавно во всех барах и магазинах предлагали одно пиво под разными брендами, то теперь в одном баре или бутике можно обнаружить десятки, если не сотни разных сортов и марок крафта. Произошел качественный переворот в культуре потребления пива.

Неслыханное еще несколько лет назад рыночное разнообразие предоставляет потребителю пиво местных крафтовых пивоварен, экспериментальные разработки домашних умельцев и даже нестандартные сорта пива от крупных производителей, которые делают попытки не отстать от событий крафтовой революции. К этому стоит добавить огромное разнообразие крафтового импорта со всех уголков мира: в специализированных магазинах и пивных бутиках. Пока в нашей стране крафтом торгуют особые пивные магазины и пивотеки. Но пройдет немного времени, и в России, как и в США, в супермаркетах появятся десятки метров полок, наполненных сотнями сортов и марок пива со всех концов света. Этот процесс уже начинается, и его не остановить.

 
Рейтинг@Mail.ru