Крафтовое пиво: Born in the USA


Крафтовое пиво: Born in the USAХотя ремесленное пивоварение существовало в Европе в течение многих столетий, понятие Microbrewery (микропивоварня) впервые появилось в 1970-х годах в Англии. Однако родина нынешней крафтовой революции, совершившей подлинный переворот в пивоварении, - это несомненно Соединенные Штаты Америки. В конце 2015 года, согласно данным Ассоциации пивоваров, в США насчитывалось 4144 пивоварни. Тем самым был побит прежний исторический рекорд: в 1873 году в Соединенных Штатах была 4131 пивоварня. А к концу 2016 года количество пивоварен приблизилось к 4800. Более точно подсчитать сложно, так как некоторые пивоварни не выдерживают конкуренции и закрываются, но не спешат объявлять об этом. Появились явные признаки насыщения рынка, и рост числа пивоварен замедляется.


А вот в промежутке между концом XIX века и началом XXI века наблюдался катастрофический провал, когда количество пивоварен резко уменьшилось, а между 1920-м и 1933-м годами в США не было вообще ни одной пивоварни! Да и потом на протяжении десятилетий счет американских пивоварен шел лишь на десятки. Разумеется, стремительный прирост количества пивоварен произошел не случайно, а по причине крафтовой революции и взрывного роста числа микропивоварен, изготавливающих особенные, традиционные и экспериментальные стили пива. В последнее время в США ежедневно открывается по две новые крафтовые пивоварни. Пятнадцать штатов уже насчитывают более сотни пивоварен: Калифорния, Вашингтон, Колорадо, Орегон, Мичиган, Нью-Йорк, Пенсильвания, Иллинойс, Техас, Огайо, Флорида, Вирджиния, Северная Каролина, Висконсин и Индиана.

Причем для многих американских покупателей важно, чтобы их любимое пиво было изготовлено именно местными пивоварами. Такой у них пивной патриотизм. Производство крафта в США превышает разумные пределы: потребителям трудно ориентироваться и выбирать нужное среди многих тысяч пивных марок. В крупных супермаркетах полки с бутылками крафта тянутся бесконечно долго, и продукция постоянно пополняется и обновляется. Потребители растеряны от такого изобилия, и это уже не стимулирует спрос. Но в остальном мире количество крафтовых микропивоварен продолжает расти и теперь уже примерно такое же, как в США - по данным 2017 года, в США насчитывается 5300 пивоварен. Похоже, число американских крафтовых пивоварен уже достигло своего предела. Именно оттуда, из Америки, мода на крафтовое пиво вырвалась на мировые просторы, и американская крафтовая пивная культура стала покорять одну страну за другой.

История американского пивоварения тесно связана с историей колонизации Нового Света. Впервые о пивоварении переселенцев в Америке упоминается в 1587 году. Хотя есть довольно убедительные сведения, что туземные индейские племена варили свое пиво намного раньше колонизации их земель европейцами. Но о том пиве почти ничего не известно. Лишь недавно археологи нашли в Мексике древние осколки посуды со следами какао и пришли к выводу, что там когда-то индейцы варили для своих ритуалов шоколадное пиво.

Первая коммерческая пивоваренная компания Dutch West India Company открылась на Манхэттене в 1632 году и оказалась весьма кстати. Среди колонистов потребление пива превышало потребление вина и других напитков. Первоначально среди сортов пива доминировали эли британского происхождения, но постепенно в XIX веке их стали вытеснять сорта пива низового брожения, позаимствованные в центральной Европе. К концу XIX века, вслед за Европой, ведущим сортом пива в США стал пилзнер, который варили из чешских сортов хмеля и светлого, слегка поджаренного шестирядного ячменя, с добавками риса и кукурузы. Именно тогда на волне увлечения лагерами американские независимые пивоварни достигли исторического пика своего развития.

Пивоварение в Америке развивалось по законам растущего капитализма. Процветающий немецкий промышленник из Сент-Луиса Эберхард Анхойзер (Eberhard Anheuser), занимавшийся производством мыла, в 1860 году купил переживавшую трудности пивоварню и увлекся пивом. Его дочь вышла замуж за одного из поставщиков пивоварни Адольфуса Буша (Adolphus Busch), который после смерти тестя стал ее владельцем и переименовал пивоварню в Anheuser-Busch. Сын Адольфуса так серьезно интересовался пивом, что совершил турне по пивоварням Европы, где стал свидетелем триумфа светлых и питких богемских лагеров. Именно он привез в США рецепт лагера, получившего название Budweiser: в Австро-Венгрии это замечательное пиво варили на пивоварне города Ceske Budejovice, по-немецки этот город назывался Budweis.

ПРОШЛО ПОЛТОРА ВЕКА. Постепенно компания Anheuser-Busch выросла в мирового гиганта пивоварения, а пиво Budweiser (сокращенно его называют Bud) стало крупнейшим пивным брендом в мире и пивом №1 в США. Именно против монополии подобного водянистого и невыразительного пива, накрывшего Америку словно тяжелым душным одеялом, сегодня борются крафтовые пивовары. История развивается своим путем, неторопливо и незаметно, и ее тенденции становятся видны не сразу. То, что было здорово в XIX веке, в XXI веке заполонило все супермаркеты и стало казаться невыносимо скучным и унылым. Но прежде в XX веке в США случилась катастрофа: в январе 1919 года американские законодатели приняли сухой закон (prohibition), запрещавший изготовление, продажу и транспортировку алкогольных напитков.

Именно сухой закон сыграл решающую роль в том, чтобы полвека спустя возникла монополия скучных американских лагеров, и в качестве протеста зародилась культура крафтового пива. Впрочем, еще до принятия сухого закона в XIX веке в США возникли сообщества трезвости, которым удалось к началу XX века добиться закрытия почти половины американских пивоварен.

 
Рейтинг@Mail.ru