Краткая история пива. Часть 1

Краткая история пива

Все началось случайно

То, что история пива начинается в глубокой древности, сомнений не вызывает. Было бы интересно узнать, кому мы обязаны этим открытием, которое пережило тысячелетия и не потеряло популярности в наши дни. К сожалению, как и в случае со многими другими гениальными открытиями глубокой древности, это невозможно. Но мы попытаемся объяснить, как приблизительно могло возникнуть, если можно так выразиться, первобытное пиво. Предположим, что открытие было чисто случайным: забытый кусок первобытного хлеба попал под дождь и перебродил. Через несколько дней его нашли, съели, и он вызвал некоторое опьянение. Такая версия выглядит органично и, скорее всего, так и было. Этот «веселящий» опыт так понравился нашему предку, что он решил повторить его. Со временем он совершенствовал свое мастерство, не без помощи соседей, которые тоже узнали о случившемся и пробовали варить свое «пиво». Так это открытие распространялось среди людей из века в век.


От истоков до XXI века

Археологи в буквальном смысле слова раскопали свидетельство того, что шумеры создавали брагу из зерновых лепешек и воды, которая вполне может считаться предком современного пива, уже приблизительно в 4000 г. до н. э. Но этот напиток приходилось пить через трубочку из-за размокших кусков хлеба, а фильтровать тогда еще не умели (а возможно, и не хотели). Вавилоняне и древние египтяне тоже активно варили пиво похожим способом и даже издавали специальные законы о пиве. Это свидетельствует о том, что уже тогда пивоварение представляло интерес с экономической точки зрения. Вавилонский царь Хаммурапи (1728-1686 гг. до н. э.) создал древнейший свод законов. В нем в том числе был и закон, гарантировавший жителям Вавилонии ежедневную норму пива. Эта норма зависела от социального статуса: простые люди получали два литра пива, обычные чиновники - три литра, носители высоких санов и верховные жрецы -и вовсе пять литров в день.

Римлянам не по вкусу

В Римской империи тоже варили пиво, но предпочтение римляне однозначно отдавали напитку богов - вину. Пиво употребляли только на окраинах империи, где невозможно было выращивать виноград, жители же остальных регионов считали его отвратительным варварским напитком. Тацит писал: «В качестве напитка германцы употребляют ужасающую бурду, получаемую при помощи сбраживания ячменя или пшеницы, очень отдаленно похожую на вино».

Пиво древних германцев

Германцы познакомились с пивом только около 1500 г. до н. э. И несмотря на насмешки римлян, они больше не расставались со своим новым «знакомым». Древние германцы готовили пиво не только в качестве жертв богам, но и для собственного потребления, как шумеры и древние египтяне. Согласно Эдде - поэтическому сборнику древнеисландских песен о богах и героях - вино являлось напитком богов, пиво принадлежало смертным, а мед - обитателям царства мертвых. Пивные амфоры периода гальштатской культуры (около 800 до н. э.) - старейшее свидетельство существования пивоварения на территории Германии. Со временем пиво стало желанным и популярным товаром, о чем свидетельствует надпись о торговце пивом на камне, найденном под Триром.

Еще без хмеля, но с травами

Время шло, над пивом работали, его улучшали и подстраивали под вкусы своего времени. Но современному любителю пива его вкус и запах показались бы непривычными, если не сказать - странными. К примеру, в качестве приправ (тогда еще не добавляли хмель) применялись всевозможные травы и древесная кора. Какие только травы не использовались при варке! Одни из них были откровенно ядовиты, другие вызывали галлюцинации. Какой именно эффект вызывает та или иная трава - было неизвестно, поэтому при неудачных результатах пивоварения на вопрос «кто виноват?» часто искали мистические ответы. В позднем Средневековье разгул суеверий дошел до того, что так называемых пивных ведьм сжигали на костре. Последняя подобная смертная казнь состоялась в 1591 г.

Монастырские пивоварни в Средние века

До X-XI вв. пивоварением занимались только женщины. Все изменилось, когда монахи начали искать сытный напиток, который дополнял бы их скудный стол во время Великого поста. Употребление напитков не запрещалось, поэтому «жидкий хлеб» стал весьма популярен. Вскоре монахи начали варить пиво не только для собственного потребления, но и на продажу. За небольшую плату они получали право продавать то, что варили, в монастырских трактирах. Однако городские жители тоже не хотели отказываться ни от приятного алкогольного напитка, ни от хорошего источника прибыли, поэтому и в городах искусство пивоварения стало уважаемым ремеслом. Правители быстро оценили новую отличную возможность пополнить свою казну (что никогда не бывает лишним) и ввели соответствующие налоги. Однако так как монастыри могли не платить налоги в силу дарованного им права на пивоварение, многие из их трактиров попросту закрыли.

 
Рейтинг@Mail.ru