Похоронно-поминальный обряд


Похоронно-поминальный обрядПохоронно-поминальный обряд включал поминальный обед в день похорон и поминки по умершему на третий, девятый, двадцатый и сороковой день. Основным поминальным напитком в XIX в. было пиво. Оно объединяло живых и мёртвых за общей трапезой. Его варили ко дню похорон и на один из поминальных дней: на третий день или сороковой. Приготовление пива было исключительно мужским занятием и выполнялось хозяином дома, где проходили поминки. Во время поминального обеда принято было, чтобы хозяин сам подавал его на стол. Нередко пиво дополнялось другими напитками: хлебным вином и чаем. В Вологодском уезде на поминках пили также деревянное сусло, или деревенское сусло, для приготовления которого на полдня клали в ушат с водой пять фунтов солодкового корня. Деревянное сусло пили за обедом вместо воды. Его варили до 20–30 вёдер, в то время как водку покупали в зависимости от достатка крестьянина – от четверти до одного-двух вёдер.


В народном воображении усопший обладал всеми характеристиками живого человека. Это нашло отражение в поэтическом творчестве. Например, сирота-дочь, будучи невестой, обращалась к покойной матери с такими словами:
Родима моя матушка!
Наталья, свет Ивановна!
Тебе добро принять, пожаловать,
Стакан да пива пьяного,
Чарку да зелена вина,
От меня, от бедной сироты!
На здоровье тебе выкушать!

В Тотемском уезде Вологодской губернии бытовал архаичный обычай, связанный с пивом. В дни поминовения умерших родственники приходили на могилы и поливали их пивом. Таким образом родные угощали покойника и делали его участником совместной трапезы. Жители Череповецкого уезда в былые времена на поминальный день заказывали в храме обедню по умершему, после которой устраивался поминальный стол. В Сольвычегодском уезде Вологодской губернии на поминальный обед приглашались не только родные, но и церковный причт. Большое количество спиртного не приветствовалось, на стол выставлялась баклага ёмкостью около ведра и бутылка вина.

По народным представлениям покойник навсегда покидал свой дом только на сороковой день после смерти, то есть в сорочины. В этот день родственники умершего справляют по нему поминки: служат обедню и готовят для желающих помянуть обед с выпивкой. Накрыть обильный стол на сорочины могли позволить себе только зажиточные крестьяне. Для поминок не жалели ничего. Бедные крестьяне готовили простые пироги-опекиши и ходили по избам. Красное место в переднем углу за поминальным столом специально оставляли не занятым. Считалось, что там невидимо трапезует в последний раз в своём доме покойник. Для него, как для живого, накрывали стол: клали ложку, ломоть хлеба, кусок пирога и ставили кружку пива. В Усть-Сысольском уезде Вологодской губернии на сороковой день две женщины с рыданиями и причитаниями провожали из дома ангела умершего родственника с пивом, хлебом и солью. Каждый гость, прежде чем выпить кружку пива или рюмку вина и начать есть, крестился и вслух произносил: «Помяни, Господи, раба Божьего (имя)» или «Дай, Господи, царство небесное рабу Божьему (имя)». По окончании обеда устраивали душе проводы. Для этого выносили стол на улицу, ставили на него чашку с пивом.

В Олонецком крае обряд угощения покойников обычно проходил так. Приготовив обед, выходили из избы как бы навстречу невидимым дорогим гостям. «Вы устали, родные, покушайте же чего-нибудь, – говорили им, инсценируя совместное вхождение в дом. – Чай, зазябли, родные, погрейтесь». Считалось, что умершие располагались у домашнего очага, живые усаживались за стол. Перед последним кушаньем – киселём – пели «Вечную память». Хозяин спускал из окна на улицу холст, при помощи которого опускали в могилу покойника, и говорил: «Теперь пора бы вам и домой, да ножки у вас устали, неблизко ведь было идти – вот тут помягче. Ступайте с Богом».

Человеческая смерть как самый трагичный и завершающий этап жизненного цикла принималась легче с пониманием того, что душа, разлучённая с телом, вечна и продолжает жить в ином пространстве. Отношения между живыми и мёртвыми продолжались, родственники и близкие знакомые умершего старались выражать свои чувства вещественно – через почести и угощения. И здесь пиво играло роль прощального напитка, объединявшего близких людей за последней трапезой.

 

Рейтинг@Mail.ru