Пиво и свадебный обряд на Руси. Часть 1


Пиво и свадебный обряд на Руси. Часть 1Особое место среди русских традиционных бытовых обрядов занимала свадьба – наиболее сложный по форме, самый протяжённый во времени и необыкновенно богатый в художественном смысле обряд. Это многоактное драматическое действо, отражающее процесс зарождения новой семьи, которое происходило параллельно с рождением пива, то есть с полным циклом его варки, где каждая манипуляция соотносилась с определённым обрядовым эпизодом. Древнее магическое назначение свадебного ритуала – дать жизнь новой семье, уберечь молодых от злых сил, обеспечить им богатую и счастливую жизнь. Свадебные традиции варьировались в разных регионах и социальных слоях. Северный обряд приближался к тяжёлой драме и был более сложным по составу. Южный был проще, веселее, содержал больше игровых моментов, в нём пиво задействовано меньше или вовсе отсутствует.


Повествование об обрядовой жизни русского народа и роли пива в ней в основном опирается на документальные архивные материалы Русского географического общества, созданного в 1845 г., и «Этнографического бюро», о котором упоминалось ранее, а также на современное исследование Т.Б. Андреевой «Сельское пивоварение на Русском Севере в XIX – начале XX в.» (М., 2008). Все описанные традиции имеют глубокие корни, отражая древнерусскую историю. Русская свадьба представляла собой сложную систему обрядов: подготовка к свадьбе, свадебный пир и послесвадебный период. Свадьба была самым продолжительным обрядом и длилась от двух до четырёх недель.

Бытовала игровая традиция соревнования за сердце девицы на выданье. Предполагаемый жених должен был, стоя на бочонке с пивом и удерживая равновесие, докатиться до будущей невесты. По правилам, наиболее ловкий имел право претендовать на сватовство. Предсвадебный период открывался сватовством, за ним следовали смотрины невесты, рукобитье и сговор. Заканчивался этот период пропоем (проливанием), после которого свадьба считалась неизбежной, а все договорённости – окончательно закреплёнными. Все действия сопровождались организационными и хозяйственными переговорами родственников жениха и невесты, где пиво и хлебное вино способствовали принятию судьбоносных решений.

В Вологодской губернии жених с родителями, приехав на смотрины, угощали родню невесты. Гости ставили на накрытый стол ендову сваренного пива и штоф хлебного вина. Если невеста испивала привезённого гостями пива, то это служило знаком согласия на замужество. В Новгородской губернии невеста на рукобитье, не выходя из закута, начинала причитать: «Ты скажи, кормилец батюшка, что за люди появилися, что за гости очутилися? Кабы они люди прохожие, то у окна поколотилися, ночевать попросилися. Кабы люди-то торговые, я пошла бы, красна девица, покупать к ним ленты алыя в мою косу, косу девичью. Вижу я, кормилец батюшка, это люди не торговые, не торговые, не прохожие. Вижу я-то, красна девица, что покупают мою красу девичью. Ты скажи, кормилец батюшка, варено ли пиво пьяное, пироги печены ли белые? То бы я гостей да попотчевала. Я жила у тя, кормилец батюшка, тише шелковой травы, ниже ключевой воды. Да вот этому свату своднику, да ему бы переводнику, ему сто бы чирьев в голову, полтораста чирьев в бороду, на дворе бы заблудитися, вереям всем поклонитися». После этого невеста выходила из закута, подходила к столу и подносила свату стакан пива или рюмку водки.

Одним из самых важных дел в процессе подготовки к свадебному торжеству было пивоварение. Для обряда сватовства пиво держали в бочонках меньше положенного, чтобы ясность ума сохранилась. Тогда оно выходило недоброженным или, как его называли на Руси, нехмельным. Свадебному пиру предшествовали просватки или пропивание невесты. К этому событию готовили десять ушатов пива и ведро хлебного вина. Родители невесты договаривались со сватом, какое количество пива он выставит на просватках невесты. К самой свадьбе варили до двухсот вёдер пива. Такой объём могла обеспечить только пивоварня.

Все процессы, связанные с варкой пива, ритуализировались. Так, на Русском Севере солод к свадьбе готовили 12 дней: три дня мочили зерно ржи в реке, три дня растили, три дня держали под гнётом, три дня сушили. В символическом плане получение готового пива означало выход девушки замуж. Поэтому девицы, желающие поскорее выйти замуж, тайно ставили в печь корчагу и заваривали в ней солод. Когда он поспевал, мечтательница выносила корчагу за ворота и там спускала сусло с надеждой, что, прежде чем окиснет пиво, придёт жених свататься и что этим самым пивом она будет его потчевать. Хорошо сваренному пиву придавали на свадьбе колоссальное значение. Если пиво получалось вкусным, то жизнь молодых обещала быть счастливой. Чтобы отвести порчу от жениха и невесты, свадебное пиво не давали до венчания посторонним людям.

За неделю до свадьбы невеста два раза в сопровождении подруг выходила на пивоварню или угор (вершину холма) и там причитала. Пивоварня символизировала весь крестьянский мир – именно здесь невесте предстояло прощаться перед свадьбой со своей деревней. В пивоварне невеста обращалась к отцу со словами:
Ты на що жо, мой тятушко,
Варишь пиво ты пьяное,
Да двоевару-ту хмельную?
Да раньше эк не водилосе,
Да некогда не лучилосе
Во это-то времечко...
Охти, мне да тошнешенько!
Варит-то мой татюшка
Он не пиво-то пьяное,
Не двоевару-ту хмельную,
А все розлуку великую.

Иногда невеста подходила к чану для варки пива, толкала или пинала его, но присутствующие были уже наготове и удерживали её. Подружки подхватывали причет невесты и уходили вместе с ней домой:
...Видно, розлучит пиво пьяное,
Да и двоевара-та хмельная
Меня, молодёшеньку,
С батюшкой да и с матушкой,
Да со всей родней-то сердечною.

В других случаях невеста брала ковш, зачерпывала воды и пыталась залить огонь под котлом пива:
Затуши-ко ты, батюшко, те огни-то горюцие,
Откажи-ко ты, батюшко, ты чужому чуженину...

Если невеста действительно не хотела выходить замуж, то искренне мешала отцу варить пиво, которое считалось символом разлуки с родными и домом. Ко дню просватки или пропивания невесты у жениха уже было готово пиво, и родня невесты приезжала в его дом. Хозяева встречали их на улице. Сват и жених начинали угощать гостей вином и пивом. Сват подавал каждому гостю, начиная с отца невесты, стакан вина, а жених – стакан пива. При этом каждый гость, возвращая жениху стакан из-под пива, под его дно подкладывал развёрнутое полотенце и говорил: «Вот тебе, Фока Ильич, Окулина Кузьминична приказала кланяться, и послала тобе свое рукоделье – утиральничек». Родня невесты в свою очередь принимала семью жениха у себя. Таким образом стороны знакомились и сближались.

Во время застолий посреди стола с яствами царила огромная ендова с пивом, из которой хозяин ежеминутно наливал в медные стаканы и подавал гостям по старшинству. Гости, принимая стакан, привставали со своих мест. Во время предсвадебного застолья пиво могли попробовать не только родственники жениха и невесты, но и жители деревни, то есть нахожие, пришедшие со стороны, люди. Опорожнив стакан, они громко обращались к отцу невесты: «И не ошибся, дедюшка любезный, не ошибся! Що отдает Окулину Кузминичну за нашего Фоку Ильича: парень-от ведь доб, да и больно доб!» Благодарный жених в ответ кланялся, а щедрый на комплименты гость получал следующую порцию пива.

Обязательными обрядовыми действиями были девичник и парневик, на котором жених и невеста прощались со своей прежней жизнью, с друзьями и благодарили всех близких. Для невесты это был более серьёзный, наполненный драматизмом день, потому что она становилась частью другой семьи, покидая родную. Днём перед девичником невеста ходила из дома в дом и звала на застолье. Водили её под руки две подоплечницы и причитали:
Приходите да на слезливый девичник,
На весёлую свадебку
Ко мне, да молодешеньке.
Наварено да пива пьяного,
Накурено да зелена вина
На честную да на ужину.

Девичник начинался причетом невесты, обращающейся к отцу:
...Принеси ко мне, батюшко,
Много пива-то пьяново,
Да двоевары-то хмельные,
Да не ведром, не братынечкой,
А целой бочкой дубовою!
Не жалий-ко, мой батюшко,
Это мое заработное,
Мое заслужёное:
...Надо мне, молодешеньке,
Упоить да употщивать
Всю родню-ту сердечную...

После приносили пиво, наливали его в братыню. Невеста угощала пивом всех присутствующих. Парневик устраивался одновременно с девичником или в иной день в случае, если традиция требовала присутствия жениха на девичнике. Жених являлся на девичник, привозил бочонок пива и угощал всех гостей. По традиции бочонок оставалась у родных невесты. Сват и сватья подступали к невесте с пивом и вином. Жених и его дружка дарили ей подарки, угощали её пряниками и пивом.

 

Рейтинг@Mail.ru