Праздничная утварь


Праздничная утварьРусский Север дольше других регионов сохранял традиционные черты материальной и духовной культуры. Пиво оставалось для жителей этой территории основным праздничным напитком и почётным угощением вплоть до 1930-х годов. В XIX–XX вв. его продолжали варить по старинным рецептам XVI–XVII веков. Именно северорусским традициям будет уделено особое внимание в рассказе о народных праздниках, обрядах и застольях. Описываемые процессы пивоварения и используемая в них утварь – наследие северорусских крестьянских домов XIX в., хотя многое перекликается и с другими областями России.

Для подачи на стол использовали специальные предметы. Одним из самых древних в их ряду является ковш. Различают несколько их типов, в том числе скопкари, найденные при раскопках древнего Новгорода. Скопкарь – ладьевидный сосуд наподобие ковша, но с двумя рукоятями. Напоминает по форме плавающую птицу – утку или лебедя. В Архангельской губернии скопкари чаще всего имели форму гуся-вагана. Рукояти делали в виде конской головы. В центральных губерниях сосуд подобной формы называли ковшом. В нём подавали на стол канунное, или мирское, пиво, мёд, брагу. Из большого сосуда питьё зачерпывали малым скопкарём или ковшами. Скопкарь обносили вокруг стола, он как бы медленно оплывал пирующих, а водружённый на стол, торжественно возвышался среди остальной посуды, являясь её декоративным центром.

Другой тип выносной (праздничной) посуды – ендова. В Олонецкой губернии она называлась яндова. Это широкая чаша со специальным носиком для слива пива. Именно такой тип посуды был распространён в Древней Руси. Само слово ендова пришло из литовского, появляется с 1551 г.: «Яндовка винная невелика лужена», «...2 яндовы медяны по ведру, одна лужена, даны дьяку Семейке Головину для питья про немецких людей». И наконец, братина. Она имеет шарообразное тулово, заканчивающееся шейком и венчиком с отогнутыми краями. Тулово опирается на поддон разной высоты – отогнутый край днища. Название братина встречается в русской литературе с XVI в. Возможно, происходит от северных праздников канунов. По мнению некоторых исследователей, на братчинах (застольях) вся посуда для подачи пива называлась братинами.

Наиболее крупные скопкари, братины, ендовы могли вмещать до четырёх вёдер жидкости. Те же самые сосуды, но меньшего размера были в индивидуальном пользовании. Они стояли на столе рядом с большой посудой. Одна из разновидностей ковша – ковш-налёвка (наливка), известный с XV века. Служил для зачерпывания пива из большого ковша-скопкаря. У него была ладьевидная форма и круглое сферическое дно, не позволяющее поставить ковш на стол, поэтому он подвешивался на большой ковш. Для индивидуального пользования также существовали различные чарки, кубки, стаканы и жбаны. Первые упоминания о чашах и чарках встречаются с XII века. Чарка имеет полусферическую форму и поддон. Деревянный стакан, называемый в XVI в. достакан или стаканец, был цилиндрической формы. Деревянные жбаны, охваченные деревянными обручами, имели массивные фигурные рукояти.

Основная часть пивной утвари делалась в бондарной технике, то есть из узких дощечек, скреплённых деревянными или железными обручами. С помощью этой техники делали также судна для варки сусла, бочки для хранения пива, жбаны для питья. Скопкари, ендовы, ковши-черпаки, ковши-налёвки, солодовые корыта вырезались из цельного куска дерева. Ковши, ендовы, скопкари, кубки и братины, вырезанные из капа – корневой части дерева, считались особенно ценными. Индивидуальная посуда для питья – братины, чарки, стаканы и кубки – вытачивалась из дерева на токарном станке, отличаясь тонкостью отделки. Материалом для изготовления деревянной посуды служили чаще лиственные деревья (берёза, липа) и вересовое (можжевеловое) дерево.

Также были глиняные корчаги, оплетённые лыком. Котлы и братины по обыкновению делали из меди, а ендовы и жбаны – из олова. Расписной или резной декор делал посуду нарядной. Основными элементами росписи были растительные узоры, фигуры людей и животных. Ендовы и ковши украшали резные рукояти и носики. Утварь для приготовления пива оставалась без росписи и украшения, сохраняя естественный цвет дерева. Часто на утвари оставляли вырезанные надписи – даты и инициалы владельцев.

Вся пивная утварь высоко ценилась в крестьянской среде, поэтому расколовшиеся или треснувшие ковши не выбрасывали. Трещины заделывали железными заплатками либо сшивали верёвкой, проволокой и продолжали пользоваться. Таким образом, утварь могла храниться столетиями.

 

Рейтинг@Mail.ru