Времена и пиво. Часть 1

Ай же Вольга Святославович!
А я ржи напашу, да во скирды складу,
Во скирды складу, да дома вымолочу,
Драни надеру, да и пива наварю,
Пива наварю, да и мужиков напою...
Первыми питейными заведениями Древней Руси в XI в. стали корчмы, где пили пиво, мёд и квас. За кружкой хмельного напитка совершали торговые сделки, разбирали тяжбы и споры местных жителей, обнародовали постановления воевод, князей и правителей. Пиво сопровождало значимые события и поддерживало в беде, веселило и грело душу. Содержатели корчем - корчмари - за право продаж яств, пива, мёда и кваса обязаны были платить казне пошлины, называемые корчмити. Частная собственность на питейные заведения не поощрялась. В крупных городах, например, в Новгороде и Пскове, корчмы являлись собственностью городских общин, которые добивались ограничения власти князей, определяли пошлины и ведали сборами самостоятельно. Псковское вече в 1397 г. утвердило особую грамоту, предписывавшую «княжим людем по дворам корчмы не держать, ни во Пскове, ни на пригороде, ни ведра, ни корец, ни Божьего меда не продавати».
Вместе с русским пивом продавалось иноземное, привозимое сначала голландскими, затем немецкими купцами. Отпускали напиток только бочонками, а расплачивались воском и мехами. К середине XIV в. новгородцы начали противиться продаже иноземцами пива, а в 1350 г. собранием общинных купцов было постановлено, чтобы никто из иностранцев не смел продавать пиво на Готском дворе. Изгнание иностранцев не дало привилегий русским купцам, потому что вскоре они потеряли право открытия корчем и выварки пива. Согласно новому указу, корчмы открывались только в городах с ведома государева двора, а право на варку питейного мёда осталось лишь у монастырей, то есть у государства, а точнее - у казны.
Крестьяне не могли варить пиво дома без особой явки - налога на пивоварение и домашнее винокурение. Явку взимали монастыри, в которых первое время сохранялись древние способы приготовления, но обрядовое их значение было утеряно. Тем не менее собственно обычай сохранялся у крестьян до XX в., затем окончательно разрушился с перемещением людей в города, индустриализацией и закатом русской деревни. Переломным моментом для крестьянского домашнего и общинного пивоварения стало исключительное право казны на варку пива, введённое Иваном III Великим (1462-1505). Пиво, солод и хмель стали облагаться податью - брашной пошлиной. Пивоварение под гнётом запретов и налогов погибало. Позднее этот процесс усилило распространение хлебного вина - продукта перегонки браги крепостью около 40%, по-другому называемого водкой, но ничего общего не имеющего с сегодняшней водкой.
Естественным образом с ростом городов развивалась промышленность. Первая пивоварня была построена в Москве в 1454 году. Затем крупные пивоварни стали появляться и в других городах. Крестьяне мало пили покупное пиво, только приготовленное дома или на общинной пивоварне. Пиво оставалось напитком праздничным, обрядовым, без него не мыслилось торжество. Василий III (1505-1533), преемник Ивана III, устроил для своих приближённых за Москвой-рекой особую слободу. Наёмные иноземные солдаты построили заведение, называемое «Наливки» или «Налейка». Там царским солдатам наливали даже в постные дни.
В период правления бояр, когда Иван IV Грозный был ещё мал, в Новгороде открылись царские корчемные дворы. Историки отмечают, что пьянство было страшное и прекратилось только после ходатайства владыки к Ивану IV - тот запретил держать вольные корчмы. В Судебнике 1550 г. говорится: «Корчмы, бочки и всяких лихих людей не держать». Вскоре право содержания корчем в городах получили бояре по жалованным грамотам. При Иване Грозном в 1552-1553 гг. на Балчуге был открыт для опричников первый кабак. Татарский кабак отличался от русского тем, что в нём подавались исключительно безалькогольные напитки. Содержатели кабаков платили казне оброк, позже откуп, торговали преимущественно хлебным вином, которое было дешёвым, нетребовательным в хранении и быстро опьяняющим. Так у пива появилось два врага: водка и кабак.