Имена пива

Имена пиваПиво - слово исконно славянское, является производным от глагола пить и демонстрирует неотделимость напитка от процесса потребления. Этимология определила два основных значения слова пиво: напиток вообще и специфическое слабоалкогольное питьё, последнее из которых сохранилось в русском языке. Слово это не было первичным для обозначения напитка. Кроме исходной формы пиво существовали различные уменьшительно-ласкательные обращения: пивко, пивцо, пиуко и др. Пиву соответствовали также мёд, брага или бражка. Брага, уступавшая по крепости пиву, справедливо именовалась полпивом или полпивцом. Всем указанным напиткам соответствовали разные эпитеты: браге - хмельная, пиву - бархатное, медам - стоялые, а квасу - медвяной. Иногда пиво называли жидким хлебом - по способу приготовления из кислого теста.

Мёдом называли как самостоятельное питьё, так и любой бродильный напиток. Разбавленный водой мёд Имена начинал бродить естественным путём. Славяне употребляли игристый мёд, именуемый медовиной, который готовили путём варки мёда с водой. После брожения медовина была готова к употреблению. Напиток был необычайной крепости. В пиво также добавляли в те времена мёд. В языке было особое выражение для смешивания мёда с пивом - женить пиво. Напиток из пива и мёда назывался пивомедием или взварцем. Употреблялся в обрядах поминовения предков.

Перенос наименования составляющих на весь продукт просматривается в словах хмелевое вино и солод. По-видимому, хмелевое вино вошло в языковой обиход после открытия хмеля как одной из важнейших составляющих пива. Слово солод по отношению к пиву было в ходу уже во времена Киевской Руси, так как солод был в основе пивоварения. Для достижения большей крепости при спуске первого сусла в него доливали новое пиво или брагу и снова варили. Такой напиток назывался перевара. В древних письменных памятниках перевара также имеет значение чана для варки пива и пошлины за варку пива и мёда.

В XIII в. появилось ещё одно имя для пива - олуй. Его варианты - ол, олус. Это было пиво с добавлением хмеля и полыни, иногда называемое зельем. Напиток играл роль церковного вина и варился в монастырях. Не всегда удаётся провести чёткую границу между пивом и иными бродильными напитками. В фольклорных и древних текстах понятия перепутаны, а указания довольно сбивчивы. Тем не менее, с некоторой степенью достоверности, можно считать слово пиво более общим по отношению к браге и мёду.

 

Рейтинг@Mail.ru