История пива Lindemans Faro. Часть 2


История пива Lindemans Faro. Часть 2В этих дешевых и буйных «кабаках» Брауэр находил также и темы для своих полотен. Переезд в 1631 г. в Антверпен, расположенный ближе к дому, ничего не изменил. Долги переехали вместе с художником, а кабаки оставались его вторым домом. Драки, карты, курение трубки и пиво стали основными мотивами его живописи. Брауэр обращался то к сельским трактирам, то к городским пивным. Они были отделаны все тем же темным деревом, которое до сих пор можно встретить в голландских «коричневых барах». Темные тона преобладали и на полотнах – включая цвет пива. Чаще всего это был темный фламандский эль Оud bruin. Между прочим, в родном городе художника Оденаарде по сей день есть пивоварня Brouwerij Roman, где варят пиво Adriaen Brouwer – как и полагается, это темный эль.


В искусстве Брауэра существует любопытное противоречие между «низкими» сюжетами и тонкой живописной техникой. Например, в картине «Курильщики», написанной в 1636 г., один из персонажей задиристо поднимает кружку, другой сморкается, третий ухмыляется про себя, а еще двое заняты выдуванием дымных колечек. Но бокал темного пива на полотне «В таверне» (1630-е гг.) едва ли не завораживает сидящих за столом. Искусство требует жертв. В 1638 г., когда Брауэру исполнился 31 год, его сердце не выдержало беспрерывного курения и беспробудного пьянства. Как неимущего, его сперва похоронили в общей могиле, однако члены гильдии живописцев позаботились о том, чтобы прах Брауэра обрел последний приют в кармелитском монастыре в Антверпене. На его могильном камне в качестве причины смерти значится не «сердечный приступ», а куда более емкое: «бедность».

Однако ранняя смерть не была уделом всех «кабацких живописцев». Помимо Брейгеля и Брауэра пивными мотивами известны Давид Тенирс Младший (1610–1690) и Адриан ван Остаде (1610–1685). Все четверо заложили основу той выразительной голландской живописи, которая заимствует темы из повседневной жизни. Наследие фламандца Тенирса как будто объединяет брейгелевские и брауэровские пивные темы. Иногда он писал кабацкие этюды в темных тонах, наподобие задумчивого «Курильщика у стола», написанного в 1643 г. На других полотнах – буйство красок и крестьяне, освежившись пивом, пускаются в пляс не хуже, чем на полотнах Брейгеля. Голландец ван Остаде с удовольствием писал будничные сценки с пивом, из которых наиболее известно полотно «Скрипач» (1673 г.).

Общей чертой для всех четырех «пивных живописцев» является точность в деталях. Сравнивая картины, можно подметить различия в пивной культуре разных областей Нидерландов. В Голландии и Амстердаме, так же как и во Фландрии, в окрестностях Антверпена предпочитали темные сорта. В Брюсселе и Брабанте чаще пили более светлый ламбик и пшеничное пиво. Заметен и рост благосостояния: у Брейгеля крестьяне пьют из неказистых горшков. В следующем столетии в сельских кабачках появляются глиняные кружки с ручкой. В городских пивных встречаются деревянные кружки с крышкой. А в более приличных заведениях используются бокалы в форме флейты, один из которых поднимает сам Давид Тенирс Младший на картине «Автопортрет в таверне», написанной в 1646 г. И, судя по разомлевшему виду главного персонажа, жизнь художника была временами очень даже ничего на вкус.

Lindemans Faro (Влезенбеек, Бельгия)
Ламбики можно употреблять сразу после брожения в бочках. Но чаще молодой ламбик идет на купаж из молодого и выдержанного пива (гёзе), на фруктовое пиво или на фаро (faro). Фаро – смесь ламбика, забродившего в бочках, ламбика годовой выдержки и карамельного сахара. В сравненни с гёзе это дает фаро бóльшую легкость и типичный свежий вкус, сочетающий кислоту и сладость. На картинах Брейгеля и Тенирса крестьяне из окрестностей Брюсселя пьют как нефильтрованное светлое пиво (вероятно, гёзе), так и более темный ламбик, цвет которого напоминает фаро. Узкий флейтообразный бокал, который часто встречается на картинах Тенирса и Остаде, – типичный в XVII в. сосуд для употребления ламбика и пшеничного пива.

Расположенный неподалеку от Брюсселя городок Влезенбеек с населением в 3000 человек входит в число мировых кулинарных столиц. Здесь расположен Neuhaus, один из самых уважаемых производителей бельгийского шоколада и одна из девяти бельгийских коммерческих пивоварен, производящих ламбик, – основанное в 1822 г. семейное предприятие Lindemans. Lindemans Faro – пенный ламбик янтарного цвета с нотами карамельного сахара. Пиво обладает сбалансированным, умеренно терпким вкусом.

 

Рейтинг@Mail.ru