Пиво - дар Вавилона. Часть 1


Пиво - дар Вавилона. Часть 1Пиво существует не одну сотню лет. Оно зародилось в очагах древних цивилизаций. Если быть точными, пиво появилось семь тысяч лет тому назад. Случилось это так давно, что можно смело предположить, что пиво - это дар богов. Как на самом деле обстояло дело, сказать трудно. Варить пиво начали еще древние вавилоняне и египтяне. Они были настолько набожными и так любили тайны, что ни за что на свете не признались бы, получили ли они рецепт приготовления пива в дар от богов или же его в результате безумного эксперимента заполучил один из служителей храма. Мы не оговорились, когда употребили словосочетание «безумный эксперимент». Дело в том, что вкусовые качества изготовляемых напитков не изучались в те далекие времена с научной точки зрения. Кто-то просто готовил изо дня в день один и тот же напиток и, видимо, для того чтобы не умереть со скуки, добавлял в него чего-нибудь новенького, а в результате появлялись все новые и новые напитки, которые подчас вовсе не походили на первоначальный вариант.

Подробнее...

 

Хмель - всему голова


Хмель - всему головаСлавянам принадлежит почётная роль первооткрывателей хмеля и его уникальных качеств. Родиной хмеля считают территорию Юго-Восточной Руси, Сибирь и Среднюю Азию. Древние болгарские и русские источники свидетельствуют, что у славян древнерусское слово хмель, происходящее от праславянского хъmеlь, встречается уже в пословицах языческого времени, когда даже учёные немцы не знали этого растения. Первое письменное упоминание о хмеле зафиксировано в Лаврентьевской летописи. Князь Владимир заключил мир с волжскими булгарами в 987 г. до тех пор, «пока камень начнет плавати, а хмель погрязнет».

Подробнее...

 

Пиво и свадебный обряд на Руси. Часть 3


Пиво и свадебный обряд на Руси. Часть 3В Череповецком уезде принято было после бани надевать на жениха сеть, а потом рубашку. Девицы пели песни, а дружка угощал их и говорил: «Бьёт наш князь молодой пирогами, хворостами и пивом за ваши унылые песенки». Затем вели жениха домой и кропили святой водой каждые двери. Дома, помолившись, благодарили за баню отца и мать и просили их благословения, после садились «за столы дубовые, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные». Жених стоял напротив середины стола, тысяцкий садился в передний угол, дружка с подружьем – на скамейку напротив жениха. Близкие родственники не участвовали в застолье, только подавали на стол. Отец носил пиво и водку. Дружка наливал водку, подружье – пиво. Всё это ставилось на поднос в руках жениха. Женщины подавали на стол кушанья. Дружка подзывал к стакану сначала отца и мать, затем родственников. В последнюю очередь угощались соседи и знакомые.

Подробнее...

 

Пиво и свадебный обряд на Руси. Часть 2


Пиво и свадебный обряд на Руси. Часть 2В XIX в. ещё могли насильно выдавать девушку замуж за незнакомого человека из другой волости. Нужно было преодолеть отчуждённость между женихом и невестой. Родственники жениха подносили ей стакан пива, на дне которого лежали деньги, она в ответ запевала:
Не хочу пива пьянова
Я не пью зелена вина.

Причитала и отказывалась пить:
Да я обвет-от положила
Не пить пива-то пьяново...


Подробнее...

 

Пиво и свадебный обряд на Руси. Часть 1


Пиво и свадебный обряд на Руси. Часть 1Особое место среди русских традиционных бытовых обрядов занимала свадьба – наиболее сложный по форме, самый протяжённый во времени и необыкновенно богатый в художественном смысле обряд. Это многоактное драматическое действо, отражающее процесс зарождения новой семьи, которое происходило параллельно с рождением пива, то есть с полным циклом его варки, где каждая манипуляция соотносилась с определённым обрядовым эпизодом. Древнее магическое назначение свадебного ритуала – дать жизнь новой семье, уберечь молодых от злых сил, обеспечить им богатую и счастливую жизнь. Свадебные традиции варьировались в разных регионах и социальных слоях. Северный обряд приближался к тяжёлой драме и был более сложным по составу. Южный был проще, веселее, содержал больше игровых моментов, в нём пиво задействовано меньше или вовсе отсутствует.

Подробнее...

 

Пивные праздники на Руси. Часть 2


Пивные праздники на Руси. Часть 2Утром в праздник большинство домохозяев, кто пешком, а позажиточнее – на лошадях, отправлялись к обедне. В церковь заходили по обыкновению не все. Молодёжь, особенно летом, сидела где-нибудь около церкви или в сторожке. Гостеприимство среди крестьян было довольно развито, поэтому после обедни приглашали в гости родственников и знакомых. Гостей ждали давно вскипевший самовар и выбродившее пиво. Пили из общей большой чаши или стаканами. Прежде чем выпить, гость с пивом в руках поздравлял хозяев: «С праздником!» или «С праздником, желаю здравствовать!». После чего передавал чашу соседу, который поступал таким же образом и т. д. Гости обносились пивом до четырёх раз. Хочешь – не хочешь, а всё-таки должен взять чашу, чтобы передать соседу.

Подробнее...

 

Пивные праздники на Руси. Часть 1


Пивные праздники на Руси. Часть 1Яркая черта народного сознания – восприятие праздника как священнодействия, необходимого для продолжения жизни. Сокровенный смысл праздника – обозначение перехода из одного мира в другой, из одного состояния – в иное, а пиво как напиток сакральный использовалось в качестве посредника между своим и чужим, живым и мёртвым. Все праздники сопровождались обильной выпивкой, каждое действие буквально проливалось пивом, поэтому такие праздники назывались пивными. Генезис подобного представления сокрыт в традиционных языческих праздниках. Эта мощная установка в восприятии праздника и сопровождающих его напитков красной нитью прошла через века и осталась в народной жизни.

Подробнее...

 
Еще статьи...

Рейтинг@Mail.ru