 Пиво как напиток изначально ритуального значения было отмечено высшим потусторонним смыслом. Его происхождение связывали не только с мировым древом, но и, в более поздние времена, с деятельностью нечистого. Считалось, что в пиве бес сидит. Дьявольская природа хмельного напитка подтверждалась бытовавшими в былые времена легендами. Согласно одной из них, во Владимирской губернии чёрт, представ странником, в лаптях, в кафтане и с котомкой за плечами, открыл тайну пивоварения встречному бедняге, который разжалобил его, поведав о своём горе. Счастливый мужичок впоследствии похвастался своим умением царю, и тот повелел варить пиво во всём государстве.
Подробнее...
|
 Многие путешественники, посещавшие Кавказ, восхваляли бодрящий напиток, называемый «осетинским пивом». Многие из тех, кто побывал на Кавказе, считали своим долгом упомянуть в своих заметках о кавказском напитке. Некоторые из них сравнивали его с английским портером. Говорят, что несколько бутылок этого вкуснейшего напитка было отправлено в дар князю Потемкину в Петербург. И напиток так понравился сиятельной особе, что он решил заняться производством пива по осетинскому рецепту. Для этого князь специально выписал осетинских пивоваров, назначил им щедрое жалование и создал условия для работы. Пивовары прибыли, расставили свои медные котлы, наладили производство. Дело пошло. Однако князь был недоволен изготовленным в Петербурге напитком. Рецептуру изготовленного напитка сверили с той, по которой готовили пиво на осетинской земле, однако разницы никакой не обнаружили. Тем не менее приготовленное на Российской земле по осетинскому рецепту пиво не было похоже на знаменитый кавказский напиток.
Подробнее...
 Пиво существует не одну сотню лет. Оно зародилось в очагах древних цивилизаций. Если быть точными, пиво появилось семь тысяч лет тому назад. Случилось это так давно, что можно смело предположить, что пиво - это дар богов. Как на самом деле обстояло дело, сказать трудно. Варить пиво начали еще древние вавилоняне и египтяне. Они были настолько набожными и так любили тайны, что ни за что на свете не признались бы, получили ли они рецепт приготовления пива в дар от богов или же его в результате безумного эксперимента заполучил один из служителей храма. Мы не оговорились, когда употребили словосочетание «безумный эксперимент». Дело в том, что вкусовые качества изготовляемых напитков не изучались в те далекие времена с научной точки зрения. Кто-то просто готовил изо дня в день один и тот же напиток и, видимо, для того чтобы не умереть со скуки, добавлял в него чего-нибудь новенького, а в результате появлялись все новые и новые напитки, которые подчас вовсе не походили на первоначальный вариант.
Подробнее...
 Славянам принадлежит почётная роль первооткрывателей хмеля и его уникальных качеств. Родиной хмеля считают территорию Юго-Восточной Руси, Сибирь и Среднюю Азию. Древние болгарские и русские источники свидетельствуют, что у славян древнерусское слово хмель, происходящее от праславянского хъmеlь, встречается уже в пословицах языческого времени, когда даже учёные немцы не знали этого растения. Первое письменное упоминание о хмеле зафиксировано в Лаврентьевской летописи. Князь Владимир заключил мир с волжскими булгарами в 987 г. до тех пор, «пока камень начнет плавати, а хмель погрязнет».
Подробнее...
 В Череповецком уезде принято было после бани надевать на жениха сеть, а потом рубашку. Девицы пели песни, а дружка угощал их и говорил: «Бьёт наш князь молодой пирогами, хворостами и пивом за ваши унылые песенки». Затем вели жениха домой и кропили святой водой каждые двери. Дома, помолившись, благодарили за баню отца и мать и просили их благословения, после садились «за столы дубовые, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные». Жених стоял напротив середины стола, тысяцкий садился в передний угол, дружка с подружьем – на скамейку напротив жениха. Близкие родственники не участвовали в застолье, только подавали на стол. Отец носил пиво и водку. Дружка наливал водку, подружье – пиво. Всё это ставилось на поднос в руках жениха. Женщины подавали на стол кушанья. Дружка подзывал к стакану сначала отца и мать, затем родственников. В последнюю очередь угощались соседи и знакомые.
Подробнее...
В XIX в. ещё могли насильно выдавать девушку замуж за незнакомого человека из другой волости. Нужно было преодолеть отчуждённость между женихом и невестой. Родственники жениха подносили ей стакан пива, на дне которого лежали деньги, она в ответ запевала: Не хочу пива пьянова Я не пью зелена вина.
Причитала и отказывалась пить: Да я обвет-от положила Не пить пива-то пьяново...
Подробнее...
 Особое место среди русских традиционных бытовых обрядов занимала свадьба – наиболее сложный по форме, самый протяжённый во времени и необыкновенно богатый в художественном смысле обряд. Это многоактное драматическое действо, отражающее процесс зарождения новой семьи, которое происходило параллельно с рождением пива, то есть с полным циклом его варки, где каждая манипуляция соотносилась с определённым обрядовым эпизодом. Древнее магическое назначение свадебного ритуала – дать жизнь новой семье, уберечь молодых от злых сил, обеспечить им богатую и счастливую жизнь. Свадебные традиции варьировались в разных регионах и социальных слоях. Северный обряд приближался к тяжёлой драме и был более сложным по составу. Южный был проще, веселее, содержал больше игровых моментов, в нём пиво задействовано меньше или вовсе отсутствует.
Подробнее...
|
|