Пиво и свадебный обряд на Руси. Часть 3


Пиво и свадебный обряд на Руси. Часть 3В Череповецком уезде принято было после бани надевать на жениха сеть, а потом рубашку. Девицы пели песни, а дружка угощал их и говорил: «Бьёт наш князь молодой пирогами, хворостами и пивом за ваши унылые песенки». Затем вели жениха домой и кропили святой водой каждые двери. Дома, помолившись, благодарили за баню отца и мать и просили их благословения, после садились «за столы дубовые, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные». Жених стоял напротив середины стола, тысяцкий садился в передний угол, дружка с подружьем – на скамейку напротив жениха. Близкие родственники не участвовали в застолье, только подавали на стол. Отец носил пиво и водку. Дружка наливал водку, подружье – пиво. Всё это ставилось на поднос в руках жениха. Женщины подавали на стол кушанья. Дружка подзывал к стакану сначала отца и мать, затем родственников. В последнюю очередь угощались соседи и знакомые.

Подробнее...

 

Пиво и свадебный обряд на Руси. Часть 2


Пиво и свадебный обряд на Руси. Часть 2В XIX в. ещё могли насильно выдавать девушку замуж за незнакомого человека из другой волости. Нужно было преодолеть отчуждённость между женихом и невестой. Родственники жениха подносили ей стакан пива, на дне которого лежали деньги, она в ответ запевала:
Не хочу пива пьянова
Я не пью зелена вина.

Причитала и отказывалась пить:
Да я обвет-от положила
Не пить пива-то пьяново...


Подробнее...

 

Пиво и свадебный обряд на Руси. Часть 1


Пиво и свадебный обряд на Руси. Часть 1Особое место среди русских традиционных бытовых обрядов занимала свадьба – наиболее сложный по форме, самый протяжённый во времени и необыкновенно богатый в художественном смысле обряд. Это многоактное драматическое действо, отражающее процесс зарождения новой семьи, которое происходило параллельно с рождением пива, то есть с полным циклом его варки, где каждая манипуляция соотносилась с определённым обрядовым эпизодом. Древнее магическое назначение свадебного ритуала – дать жизнь новой семье, уберечь молодых от злых сил, обеспечить им богатую и счастливую жизнь. Свадебные традиции варьировались в разных регионах и социальных слоях. Северный обряд приближался к тяжёлой драме и был более сложным по составу. Южный был проще, веселее, содержал больше игровых моментов, в нём пиво задействовано меньше или вовсе отсутствует.

Подробнее...

 

Пивные праздники на Руси. Часть 2


Пивные праздники на Руси. Часть 2Утром в праздник большинство домохозяев, кто пешком, а позажиточнее – на лошадях, отправлялись к обедне. В церковь заходили по обыкновению не все. Молодёжь, особенно летом, сидела где-нибудь около церкви или в сторожке. Гостеприимство среди крестьян было довольно развито, поэтому после обедни приглашали в гости родственников и знакомых. Гостей ждали давно вскипевший самовар и выбродившее пиво. Пили из общей большой чаши или стаканами. Прежде чем выпить, гость с пивом в руках поздравлял хозяев: «С праздником!» или «С праздником, желаю здравствовать!». После чего передавал чашу соседу, который поступал таким же образом и т. д. Гости обносились пивом до четырёх раз. Хочешь – не хочешь, а всё-таки должен взять чашу, чтобы передать соседу.

Подробнее...

 

Пивные праздники на Руси. Часть 1


Пивные праздники на Руси. Часть 1Яркая черта народного сознания – восприятие праздника как священнодействия, необходимого для продолжения жизни. Сокровенный смысл праздника – обозначение перехода из одного мира в другой, из одного состояния – в иное, а пиво как напиток сакральный использовалось в качестве посредника между своим и чужим, живым и мёртвым. Все праздники сопровождались обильной выпивкой, каждое действие буквально проливалось пивом, поэтому такие праздники назывались пивными. Генезис подобного представления сокрыт в традиционных языческих праздниках. Эта мощная установка в восприятии праздника и сопровождающих его напитков красной нитью прошла через века и осталась в народной жизни.

Подробнее...

 

Праздничная утварь


Праздничная утварьРусский Север дольше других регионов сохранял традиционные черты материальной и духовной культуры. Пиво оставалось для жителей этой территории основным праздничным напитком и почётным угощением вплоть до 1930-х годов. В XIX–XX вв. его продолжали варить по старинным рецептам XVI–XVII веков. Именно северорусским традициям будет уделено особое внимание в рассказе о народных праздниках, обрядах и застольях. Описываемые процессы пивоварения и используемая в них утварь – наследие северорусских крестьянских домов XIX в., хотя многое перекликается и с другими областями России.

Подробнее...

 

Счастливое сочетание. Часть 2


Счастливое сочетание. Часть 2Другим способом пиво варили перед большими праздниками, к многолюдным застольям (братчинам), когда приглашался, как говорили в старину, весь мир и требовалось большое количество питий. Тогда пиво варили на общественной пивоварне с использованием хлебного сырья, собранного в складчину. Общественная пивоварня строилась на средства местных жителей и представляла собой бревенчатый сруб, иногда без одной стены, расположенный на месте с высоким сакральным статусом: на горе или холме, возле церкви, но чаще у воды. Вся утварь общественной пивоварни приобреталась также коллективно. Пиво для братчин готовили, как правило, только мужчины - это была физически тяжёлая работа. Однако в Белозерском уезде Новгородской губернии пиво варили женщины, но с помощью мужчин, обыкновенно большуха с большаком. В каждой большой семье выделялся хозяин - большак, воле которого все повиновались, а также женщина-хозяйка - большуха. Эти два семейных авторитета, как правило, и готовили пиво.

Подробнее...

 
Еще статьи...

Рейтинг@Mail.ru