Как русские покупали Pabst Blue Ribbon

Компания Pabst Brewing Co была основана в Милуоки в 1844 году. Это одна из старейших ныне действующих пивоваренных компаний США. Американская Ассоциация пивоваров сообщает, что по итогам 2013 года Pabst стала третьей по объемам производства компанией в США c долей рынка 3%, пропустив вперед только таких гигантов, как Anheuser-Busch InBev (47%) и MillerCoors (25%). Но в отличие от лидеров, отметивших снижение продаж, Pabst показала положительную динамику. Однако эти экономические параметры оказались не главными. Важнее оказалось символическое значение бренда PBR для американцев. РБК поясняет далее:
Главным брендом компании Pabst является пиво Pabst Blue Ribbon (название происходит от синих шелковых лент, которыми традиционно обвязывали горлышко бутылки). Запущенный еще в середине XIX века локальный пивной бренд обрел национальную популярность в стране в начале нулевых, благодаря удачной маркетинговой кампании, ориентированной на растущую субкультуру городских хипстеров. Бренд выступал партнером фестивалей альтернативной музыки и кино, показов независимых модельеров, упоминался в популярных молодежных сериалах Breaking Bad и «Южный парк». Авторитетная газета Chicago Tribune признала Blue Ribbon в числе важнейших атрибутов новой субкультуры, назвав его «нектаром хипстерских богов». По данным Euromonitor, в 2013-м в США было продано 265 млн литров Pabst Blue Ribbon или примерно втрое больше уровня 2004 года.
Американская пресса откликнулась на это сообщение о покупке Pabst множеством гневных публикаций под кричащими заголовками: «Русские завоевали PBR», «Кремль атакует наш PBR», «Pabst Blue Ribbon становится красным», «Русские собираются уничтожить Pabst Blue Ribbon?», «Лучший американский премиум-лагер захватили русские», «PBR теперь выступает за Путина», «Русская пивоваренная компания отобрала американский культовый символ».
Из выпуска новостей CNN: «Сегодня, как гром среди ясного неба для пивного сообщества страны, прозвучала новость о том, что PBR отправляется в бывший СССР. PBR всегда был брендом, верным американским рабочим, и обрел новую жизнь благодаря популярности среди хипстеров». ведущий юмористической программы Colbert Report комик Стивен Кольбер иронизировал, что этой покупкой русские нанесли урон не только «американской легенде», но и хипстерскому движению страны. Вот отрывок из его стендапа: «ребята, Pabst - это америка! Поэтому, когда я узнал эту новость, я взорвался - словно банка Pabst Blue Ribbon в бардачке. Эти чертовы русские купили Pabst Blue Ribbon! и я не куплюсь на заявление Oasis Beverages, что компания «определенно не планирует менять рецепт приготовления пива».
Они действительно хотят, чтобы мы поверили в то, что у Pabst есть рецепт? Что еще хуже, русские получили не только Pabst. Сделка включает продажу Old Milwaukee, Shlitz и Colt 45. Вот именно - все то пиво, что осталось в вашем холодильнике после вечеринки в 1975 году. Но, разумеется, особенно больно за pbr, потому что это не просто классическое американское пиво, которое с удовольствием пил ваш дедушка. Благодаря хипстерскому возрождению это еще и классическое американское пиво, которое с удовольствием пьют молодые люди, пытающиеся походить на вашего дедушку. А это значит, что русские забирают не только американскую легенду, но и американскую иронию. Меня это не удивляет, они отращивают нелепые хипстерские бороды со времен Распутина. Вы хотите сказать, что этот парень не маринует огурцы? да ладно!»
Надо пояснить пассаж про Распутина: в США возвращение моды на маринование огурцов тоже связывают с движением хипстеров. Перспектива перехода Pabst под контроль российской компании на фоне самого серьезного со времен холодной войны обострения отношений между Москвой и Вашингтоном вызвала откровенное недовольство в США. Однако спустя ровно два месяца, в ноябре 2014 года, агентство Bloomberg сообщило, что бренд Pabst Blue Ribbon не будет продан русским. Пивоварню Pabst Brewing Co. приобретает не российский холдинг Oasis Beverages, а компания Blue Ribbon Intermediate Holdings, в которой участвует совладелец Oasis Beverages американский гражданин Евгений Кашпер. Родители Кашпера иммигрировали в США, когда ему было шесть лет, у него американское гражданство, говорится в сообщении, явно составленном, чтобы успокоить общественное мнение и снизить напряжение. Евгений Кашпер вырос в Аризоне и Нью-Джерси, а свою карьеру в пивной индустрии начал в 1994 году в отделе международных продаж компании Stroh Brewery в Детройте.
Затем он основал другие компании по производству напитков, включая Oasis. На этом история с PBR вроде бы успокоилась, хотя большинство американских газет, ранее сообщавших под сенсационными шапками о покупке русскими пивоварни Pabst Brewing Co. Это сообщение проигнорировали. А в августе 2016 года пиво Pabst Blue Ribbon впервые появилось в продаже на российском рынке. Компания Oasis Beverages была основана Александром Лифшицем и Евгением Кашпером в 2008 году. К тому времени они уже не были новичками на пивном рынке: сначала занимались импортом пива в компании North Winds, а затем стали совладельцами компании «Пивоварни Ивана Таранова», весьма успешно раскрутив бренд пива ПИТ. В 2005 году партнеры продали ПИТ, к тому времени занимавший уже 4% российского рынка, голландскому концерну Heineken. Стоимость сделки официально не была названа, но эксперты оценивали ее минимум в $500 млн.
Сегодня холдинг Oasis Beverages - крупнейшая независимая пивоваренная компания на территории бывшего СССР, работающая в России, Казахстане, Белоруссии и на Украине. Она владеет московской пивоваренной компанией и заинтересована в развитии в России крафтового пивоварения. Евгений Кашпер сказал в интервью: «Крепким алкоголем мы никогда не занимались. В отличие от госчиновников мы видим большую разницу между алкогольными и слабоалкогольными напитками, ведь пиво - это полезный продукт, так называемый жидкий хлеб, в котором находится много полезных веществ. Просто при потреблении пива, как и любого другого продукта, нужно знать меру. Наверное, главное, почему я занимаюсь пивоварением, - это личные пристрастия. Приятно заниматься тем, к чему душа лежит, а пиво - мой любимый напиток».