Пивоварение в современной России. Часть 2


Пивоварение в современной России. Часть 2Особую, можно даже сказать, парадоксальную роль в становлении нашей пивной отрасли сыграл финансовый кризис 1998 года. Он не только мошно продвинул вперед отечественное пивоварение, но и оградил его от зарубежных конкурентов. До августа 1998 года доля импортного пива в России составляла около 20%, а в 1999 году упала до 2-3% и продолжает снижаться. Разумеется, импортное пиво не исчезло с российских прилавков, но, подорожав в несколько раз, стало гораздо менее привлекательным для массового потребителя. Однако вкус к качественному пиву уже успел сформироваться, и отечественные производители пива поспешили занять освободившуюся нишу и принялись ее расширять и углублять. Кроме того, после кризиса активную работу на российском рынке начинают сразу несколько крупных зарубежных инвесторов. С их приходом лицо российского пивоварения окончательно приняло цивилизованное выражение.


Международная компания South African Breweries (сокращенно SAB, а ныне - SAB Miller) построила в Калуге современный пивоваренный завод, управляемый московской компанией «Трансмарк». В портфеле «Трансмарка» три известные лицензионные марки - Staropramen, Holsten и Miller Genuine Draft, a также ударный брэнд «Золотая бочка». В 1999 году в Бирюлеве, на юге Москвы, открылся завод «Пивоварни Москва-Эфес», владельцем которого является турецкая компания Anadolu Group of Breweries, с 1969 года производящая пиво Efes по голландской технологии. Этой маркой владеет турецкая компания Efes Beverages Group, которая в свою очередь, принадлежит голландской Efes Breweries International BV. Эти отношения собственности выглядят довольна запутанными, но нам важен результат, а именно: российский потребитель получил два новых брэнда - Efes Pilsener и «Старый мельник», пол которыми выпускается несколько марок высококачественного и сравнительно недорогого пива. А с 2003 гола на «Пивоварнях Москва-Эфес» приступили к лицензионному производству немецкого пива Warsteiпег.

В том же 1999 году питерская компания Bravo Intemauonal, известная как производитель слабоалкогольных баночных коктейлей, расширяет производство и начинает выпуск пива «Бочкарев», а затем - баварской марки Lowenbrau Original (no лицензии). В настоящее время пивное производство Bravo International принадлежит голландскому концерну Heineken. Начав практически одновременно, эти три компании выводят на российский рынок пиво класса premium и даже high premium, тем самым все выше поднимая стандарты качества. И вот что удивительно: «Золотая бочка», «Старый мельник» и «Бочкарев», вступив в конкуренцию с «Балтикой» и «Невским», лишь усилили интерес потребителя, в результате чего спрос на российское пиво класса premium резко повысился.

Можно сказать, что конкурируют они не друг с другом, а с компаниями, не способными выпускать столь же высококачественную продукцию. Те производители, которые сумели адаптироваться к повысившимся потребительским запросам, оказались в выигрыше. Укрепляет свои позиции московский пиво-безалкогольный завод «Очаково», планирующий вложить в расширение производства почти 150 миллионов долларов. Немного замешкалась на старте, но очень активно продвигает свое пиво «ПИТ» и другие марки компания «Пивоварни Ивана Таранова». Выяснилось, что российский рынок весьма просторен и процесс его раздела далек от завершения.

Неизбежные потери от после кризисного сокращения пивного импорта компенсируются лицензионным производством многих известных зарубежных марок. И хотя знатоки не считают лицензионный продукт адекватным подлиннику, качество такого пива весьма высоко, о чем свидетельствует его коммерческий успех. Сегодня в России по лицензии выпускаются Holsten, Gosser, Lowenbrau, Miller, Staropramen, Bear Beer, Tuborg, Carlsberg, Efes, Stella Artois, Warsteiner и другие марки. У производства по лицензии есть немаловажный плюс - потребителю не приходится оплачивать высокие таможенные пошлины.

Итак, можно с уверенностью констатировать отечественная пивная индустрия - здоровый и динамично развивающийся организм. Даже из кризиса она вышла окрепшей и потолстевшей. Достаточно сказать, что с 1999 по 2000 год продажи пива выросли на 40% и продолжают расти, хотя и не столь бурными темпами.

 

Рейтинг@Mail.ru