Информационные технологии и пиво. Часть 1


Информационные технологии и пиво. Часть 1Крупнейшими пивоваренными компаниями мира являются Anheuser-Busch (США), Heineken (Нидерланды), South African Breweries (ЮАР), Miller Brewing (США), Interbrew (Бельгия), Kirin (Япония), Fosters Group (Австралия и Канада), Conpanhia Cervejaria Brahma (Бразилия), Groupe BSN (Франция), Coors (США), Santo Domingo Group (Колумбия), Guinness (Ирландия), Tsingtao Brewery (Китай)... Bo всем мире, в том числе и в России, на рынке пива происходит интенсивный процесс концентрации, укрупнения капиталов и монополизации. Пивной рынок не безграничен. Поэтому средние и небольшие пивоваренные компании рано или поздно вынуждены объединяться в холдинги - иначе они не могут выдержать конкуренции с национальными и транснациональными концернами.


На российском рынке пока представлены только пять крупных холдингов с иностранными корнями. Лидирует среди них Baltic Beverages Holding (ВВН), который производит 22% всего российского пива. Другие - это южноафриканский South African Breweries (SAВ), норвежско-датский Carlsberg Breweries A/S, индийско-бельгийский SUN Interbrew, голландский Heineken и британский Scottish & Newcastle (S&N). В целом же десять ведущих российских компаний производят в настоящее время примерно две трети всего пива в стране и их доля постоянно увеличивается. Транснациональные корпорации постепенно охватывают своим влиянием производство пива во всем мире. Это грозит стереть с лица земли множество небольших пивоварен, которые варят уникальные сорта пива. Сетовать по этому поводу бессмысленно: таков объективный экономический процесс.

Небольших промышленные пивоварен местный пивной патриотизм не спасет. Однако на этом мрачном фоне неожиданно открывается довольно светлое будущее для совсем крошечных мини-пивоварен. Рентабельность производства на крупных предприятиях значительно выше, поэтому небольшие устаревшие заводы закрываются или модернизируются поглотившими их крупными холдингами. Но как ни парадоксально, именно модернизация пивзаводов является одним из факторов способствующим развитию мини-пивоварен: на них удается сохранить самобытные традиции пивоварения, в современных крупных производствах утраченные. Как и во всяком деле, требующем тонкого подхода, количество пива не всегда переходит в качество. Поэтому число мини-пивоварен увеличивается с каждым годом: в Германии их уже свыше 300, в Англии - 200, в Бельгии - более 100. в Японии - более 400, в США - больше 1000.

Первоначальное недоверие к нефильтрованному пиву, выпускаемому мини-пивоварнями, преодолевается после первой же дегустации, и у большинства попробовавших его сменяется нежной привязанностью. Почему? Нефильтрованное пиво «живое» оно содержит дрожжи, облагораживающие и смягчающие вкус, придающие ему особый характер. Кроме того, у мини-пивовара пиво всегда свежее, потому что срок хранения нефильтрованного и непастеризованного пива ограничен и его готовят не впрок, а по мере необходимости. Преимуществами мини-пивоварен являются отсутствие потребности в большом персонале и сравнительно невысокая себестоимость продукции, так как нет расходов на фильтрование, розлив в бутылки, пастеризацию, этикетки, транспорт, рекламу и прочее. Пивоваренный заводик может работать автономно либо объединиться с рестораном.

Доля пива, продаваемого в барах и ресторанах, в нашей стране сравнительно невелика. Разливное пиво пока довольно дорогое, и поэтому доступно немногим. На питейные заведения сегодня приходится не более 2% потребляемого в России пива, тогда как в Европе аналогичный показатель составляет 40-50%. Самая крупная в мире пивоваренная корпорация Anheuser-Busch известна прежде всего пивом Budweiser, или Bud. Компания Budweiser Budvar/Budejovicky Budvar находится в чешском городе Ческе-Будеевице. Напомним, что до Первой мировой войны Чехия входила в состав Австро-Венгрии, поэтому город Ческе-Будеевице имел также и немецкий вариант названия - Budweis, а Budweiser означает «будеёвицкий».

С 1898 года в Ческе-Будеевице выпускается одноименный лагер класса premium. Надо сказать, что при появлении на свет этого пива будеевицкие пивовары не позаботились о судьбе своей интеллектуальной собственности и не зашитили патентом название марки Budweiser. С этого-то все и началось. Bud versus Budweiser («Бад» против «Будвайзера») - так можно обозначить самую старую судебную тяжбу в мировой пивной индустрии В 1911 году чешский «Будеевицки Будвар» и американский «Анхойзер-Буш» вступили в спор о принадлежности торговой марки Budweiser. Предыстория же такова. В 60-х годах XIX века пивной промышленник из Ческе-Булеевице Адольф Буш эмигрировал в Америку и в 1876 голу основал в свое производство, объединившись с баварцем Эберхардом Анхойзером. Они принялись на месте варитъ «булеевицкое» пиво, чтобы не возить его из-за океана. В 1911 году Anheuser-Busch получил права на использование названия Budweiser за пределами Европы. Теперь Anheuser-Busch контролирует более 8% мирового оборота пива и экспортирует свою продукцию в 80 стран. Достижения группы «Булеёвицки Будвар» значительно скромнее: по объему производства она в сто с лишним раз уступает американскому конкуренту. Но чешское пиво Budweiser Budvar тоже прекрасно известно в мире: его продают в 56 стран.

В 1930 голу Budweiser Budvar разрешил Anheuser-Busch использовать торговую марку Budweiser на территории Северной и Южной Америки. И пока Чехословакия была заперта в социалистическом лагере, американцы без лишнего шума прибрали к рукам весь европейский рынок. В результате политических перемен 1989 гола эти брэнды столкнулись между собой. Положение интересное: две компании выпускают одноименные марки пива, которые, кроме названия, не имеют ничего обшего, вкус у них совершенно разный. Попытки разделить рынки сбыта предпринимались не раз. В середине 1990-х годов Anheuser-Busch попробовал решить проблему радикально, просто купив чешское предприятие. Ходили слухи, что «Будеёвицки Будвар» готов временно уступить американцам свою марку, если взамен те будут ежегодно закупать по 800 тонн жатецкого хмеля, из которого варят чешский Budweiser. Но сделка не состоялась.

Последняя попытка договориться миром провалилась в 1996 году «Будеевицки Будвар» и Anheuser-Busch продолжают бодаться в судах четырех с лишним десятков стран. Кое-где обе фирмы получили право продавать свое пиво одновременно. А вот Швейцария, Дания, Германия, Португалия, Венгрня, Греция, Финляндия, страны Балтии, Южная Корея, Австралия, Тайвань, Великобритания, Россия и страны СНГ сделали выбор в пользу чехов. В целом европейский рынок пока остается за «Будеевицким Будваром», а Anheuser-Busch реализует свою продукцию под сокращенным названием Bud. Похоже, спор между Budweiser Budvar и Anheuser-Busch не зря прозвали «матерью гневных споров». И хотя две компании находятся в несравнимых финансовых весовых категориях, чешские пивовары не сдаются. Их рекламный лозунг гордо заявляет. «Они - огромные, зато мы - настоящие».

 

Рейтинг@Mail.ru