Неудачный прыжок «Кельтского тигра». Часть 2


Неудачный прыжок «Кельтского тигра». Часть 2В 2008 г. индекс Ирландской биржи просел на 66 %, безработица удвоилась и достигла 12 %, а цены на недвижимость упали на 20 %. Банки стали испытывать сложности. За долгим опьяняющим подъемом и головокружительным двухлетним падением последовало убийственное похмелье. Интернациональные корпорации перенесли свои штабы в страны с более устойчивой экономикой, ирландцы снова потянулись на поиск счастья в чужие края, опустели целые районы. Рейтинг Брайана Коуэна и партии Fianna Fáil рухнул. В январе 2009 г. лишь каждый десятый ирландец полагал, что правительство Коуэна справилось со своей задачей.

Еще в апреле 2008 г., когда Коуэн стал премьер-министром, ведущая газета Ирландии Irish Independent  опубликовала большую статью о Коуэне под заголовком «Иногда и хорошие парни добираются до самого верха». Коуэна представляли как нетипичного политика, который не был выскочкой, не выпячивал себя и не отталкивал никого локтями. В статье его описывают как человека открытого, непосредственного и умеющего дискутировать. Он вспоминал, как работал в молодости официантом, и утверждал, что работа научила его большему, чем школа или университет. С тех пор он оставался верен пабам. «Некоторые, прежде чем отправиться в город, выпивают дома. Я делаю ровно наоборот. Если я пью, то делаю это в пабе. С удовольствием пропущу пару пинт по пути с заседания домой». В конце статьи ее автор выражает надежду на то, что Коуэн сможет вести такую же размеренную жизнь и в должности премьер-министра: «…и наслаждаться жизнью также, как и руководить! Ваш бокал, премьер-министр!»

В мрачном свете кризиса этот публичный имидж быстро стал собственной противоположностью. То, что раньше называли «добродушием» Коуэна, теперь стало «дуростью». Точно так же «компанейский характер» превратился в «лень». В личной жизни политика газеты, тем не менее, копаться не стали. Пристрастие Коуэна к алкоголю стало темой для заголовков только осенью 2010 г., когда пик экономических потрясений был уже позади. Голос Коуэна в утреннем эфире общественной телерадиокомпании RTÉ звучал хрипло, да и говорил он путано. Обвинения в том, что он был пьян или с похмелья, были жестко оспорены, однако джинн вылетел из бутылки. Любовь Коуэна к пивному бокалу перестала быть запретной темой.

В 2010 г. Ирландия установила сомнительный мировой рекорд: дефицит бюджета составил 32 % от валового национального дохода. Ради сравнения: определенный в ЕС критерий экономического кризиса составляет 3 %, а Греция, по которой кризис ударил больнее всего, дотянула только до отметки в 15 %. В Ирландии в 2010 г. вопрос стоял только о единоразовых расходах, связанных с пакетами финансовой помощи для банков. Возвращение равновесия банковской системе, а также пакеты финансовой помощи, полученные от ЕС и Международного валютного фонда, создали в Ирландии основу для нового подъема. Американский журнал Newsweek  причислил Коуэна к десятке государственных деятелей, которые лучше всего проявили себя в период экономического кризиса.

Однако отдельная похвала не могла остановить движение по наклонной. Потерявший популярность Коуэн объявил в начале года о своем уходе с поста председателя партии и премьер-министра страны. После этого заявления газета Irish Independent  подвела итог под министерской карьерой Коуэна словами «худший премьер в истории страны». Еще три года назад интонация была совсем иной. Так проходит земная слава. Уже отступив в тень, Коуэн получил новую порцию грязи в ноябре 2011 г., когда журналисты Брюс Арнольд и Джейсон О'Тул описали процесс принятия решений Коуэном и партией Fianna Fáil с сопутствующими этому возлияниями в своей книге The End of the Party . После публикации подробностей вечеринок в числе прочего обнаружилось, что общий счет Коуэна и его компании, проводивших время в баре перед сентябрьским радиоэфиром 2010 г., составил €3600…

Правды ради нужно заметить, что ответственность за экономический кризис в Ирландии нельзя целиком возлагать на плечи Коуэна и уж тем более нельзя винить в этом его отношения с алкоголем. Причиной возникновения «пузыря» стали экономические решения, которые принимались начиная с 1990-х гг., и в конечном итоге жадность тысяч, если не десятков тысяч людей. Точно так же о жизни на широкую ногу и стремительном обогащении мечтали голландцы, которыми овладела в 1637 г. «тюльпанная лихорадка», маклеры с Уолл-стрит в 1920-х гг., финские яппи в 1980-х гг. или испанские инвесторы в недвижимость в 2000-х гг. Сходным образом рисковали и раньше, неважно, трезвыми или нет. Коуэн последовательно воплощал принятую его партией либеральную экономическую политику, которая привела в итоге к головокружительному подъему. Задним умом можно лишь подтвердить, что кто-то должен был нажать на тормоза самое позднее в 2004 г.

Не стоит забывать и о том, что если начать классифицировать политических деятелей по признаку употребления алкоголя и причиненного тем самым ущерба, то Брайан Коуэн уж точно не попадает в первую лигу. Алкоголь стал для Ахти Карьялайнена неодолимым препятствием на пути к президентскому креслу, однако, например, Мустафа Кемаль Ататюрк сумел, невзирая на свой нездоровый образ жизни, построить в Турции современное государство. Не говоря уж о Уинстоне Черчилле, чья страсть к виски, кажется, лишь укрепила в глазах следующих поколений его образ сверхчеловека. Победителю легко поднять два пальца в знак победы, а проигравшего легко осуждать. И если бы экономический скачок «Кельтского тигра» закончился вместо падения на брюхо техничным приземлением, то все опустошенные Брайаном Коуэном кружки остались бы на страницах истории в качестве забавного анекдота.

Предприниматель Артур Гиннесс проявил большую дальновидность, арендуя у города Дублина пивоварню St. James' Gate на целых 9000 лет. Он начал варить темное пиво верхового брожения в 1778 г., а стаут Guinness, подобный современному, появился в 1820 г. Империя Гиннесса пережила великий голод 1845-1852 гг., Дублинское пасхальное восстание 1916 г. и кровопролитную освободительную войну 1919-1921 г. Основу бизнеса не поколебал ни один экономический кризис. И хотя продажи Guinness в Ирландии в период с 2001 по 2011 г. упали с 200 до 120 млн л, спрос по всему миру оставался устойчивым. Особенно быстро рынок рос в Африке, и, к слову сказать, Ирландия по потреблению своего «черного золота» уже только на втором месте. Больше всего Guinness сейчас пьют в Нигерии.

Guinness стал образцом пива сорта стаут. Напиток имеет насыщенный сухой вкус с сильным присутствием хмеля. Секрет этого характерного вкуса - в поджаренном неосоложенном ячмене. Азотный патрон, который закладывается как в банку, так и в бочку с разливным пивом, помогает формированию пузырьков, которые и создают такую типичную для этого сорта густую и красивую пену.

 

SSD недорогой хостинг. Трафик неограничен!

Рейтинг@Mail.ru