Самые фантастические глотки Оксфорда. Часть 2

Американский писатель Натан С. Старр так вспоминал свой визит в Оксфорд: «Я вошел в паб, и после того, как заказал у стойки биттер, меня препроводили в комнату, которую владелец заведения предоставил для собраний Льюису и его друзьям. ‹…› Беседа в пабе была совершенно обычной, не припомню, чтобы там велись сколько-нибудь серьезные дебаты. Это было совершенно неформальное дружеское общение мужчин, разделявших общее призвание и интересы». Литературные интересы общества «Инклингов» были сосредоточены преимущественно на сказаниях и фантазии. Их лидеры Льюис и Толкиен в 1930-х гг. обдумывали сюжеты, действие которых происходило в вымышленном мире. Дебютный роман Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» вышел в 1937 г. Первая часть научно-фантастической трилогии Льюиса «Рэнсом» под названием «За пределы безмолвной планеты» увидела свет год спустя. Рукописи обоих произведений были прочитаны за угловым столиком паба «Орел и дитя», как и все последующие произведения писателей.
В пабе обрели свою первую аудиторию трилогия Толкиена «Властелин колец» (написана в 1937–1949 гг., опубликована в 1954–1955 гг.), этапное произведение К.С. Льюиса «Письма баламута» (1942 г.) и ставшая классикой фантастического жанра книга Чарльза Уильямса «Канун Дня Всех Святых» (1945 г.). Льюис открыто признает в своих воспоминаниях, что обсуждения в обществе «Инклингов» имели для его творческого роста решающее значение. В эти годы он отшлифовал и возникшие у него еще в молодости наметки фантастического мира, из которых выросли опубликованные в 1950–1956 гг. «Хроники Нарнии». По словам Льюиса, Толкиен был невосприимчив к критике, хотя Льюис и отмечает, что иногда его обычно сдержанный в поведении и деликатный коллега, разгорячившись, начинал «громко вещать на англосаксонском».
Тем не менее отзывы членов общества оказывали влияние и на Толкиена. Например, он после долгих размышлений убрал из «Властелина колец» эпилог, который написал в двух версиях, потому что общество «Инклингов» его не одобрило. Позже Толкиен пожалел о своем решении, и одна из версий эпилога была опубликована в собрании сочинений «История Средиземья», вышедшем под редакцией сына писателя Кристофера.
Регулярные собрания общества «Инклингов» сошли на нет в конце 1940-х гг. и полностью прекратились в привычном виде в октябре 1949 г. Правда, компания писателей в различном составе и после этого продолжала периодически заседать в пабе «Орел и дитя». В 1962 г., когда кабинет под названием «Кроличья комната» (Rabbit room) после ремонта соединили с главным залом паба, «Инклинги» поменяли место сбора. Далеко от насиженного места перебираться не пришлось. Новой постоянной точкой стал паб «Ягненок и флаг» на другой стороне той же самой улицы Святого Эгидия.
Помимо того, что структура и содержание произведений Льюиса и Толкиена получили свою огранку в пабе, влияет на их сюжет и пиво. К примеру, описанный во «Властелине колец» постоялый двор «Резвый пони» в Брыле внутренним убранством не отличается от оксфордских пабов: «В зале собрался самый разный и самый пестрый народ. Фродо разглядел их, когда глаза его привыкли к тамошнему свету, чтоб не сказать полутьме. Красноватые отблески сеял огромный камин, а три многосвечных светильника тонули в табачном дыму».
В описанном Толкиеном Средиземье любители пива имеются и среди хоббитов, и среди людей, и среди гномов. Толкиен и сам был большим почитателем эля, однако хоббиты наряду с элем жаловали и портер, и медовуху. В старой застольной песне Бильбо Бэггинса также не забыты достоинства ячменного напитка. На сегодняшний день в Оксфорде пивоварен нет, однако в деревушке Бриль на расстоянии двух десятков километров от Оксфорда расположена пивоварня Vale Brewery, одно из самых заслуженных британских предприятий. Помимо порядка десяти сортов эля, находящихся в постоянном производстве, пивоварня выпускает ежемесячно сменяющийся специальный сорт. Организация «Компания за настоящий эль» (CAMRA – Campaign for Real Ale), сохраняющая культуру изготовления эля, в 2009 г. присвоила этой пивоварне почетный знак.
Деревня Бриль играла в жизни Дж. Р.Р. Толкиена особую роль. Он часто совершал прогулки в Бриле и его идиллических окрестностях с их ветряными мельницами. Деревня также послужила прототипом Бри (Брыль), описанной во «Властелине колец». Пивоварня Vale Brewery связала с произведениями Толкиена многие специальные сорта пива, названные в честь эпизодов из «Хоббита» и «Властелина колец». Один из сортов был посвящен литературному обществу «Инклингов». Самым знаменитым продуктом этой пивоварни является горький светлый эль Gravitas. Во вкусе этого золотисто-желтого пива заметны оттенки цитрусовых, смолы и хмеля. Послевкусие сухое, хмельное, горькое. В 2008–2009 гг. Gravitas завоевал премии на международных и национальных конкурсах. Пиво экспортируется за пределы Британии.